Условные графические наглядные пособия

Новая педагогика » Наглядность как дидактический принцип обучения » Условные графические наглядные пособия

Страница 2

Рассмотрим некоторые основные положения, относящиеся к рисунку на доске. Достоинства таких рисунков значимы, прежде всего, потому, что рисунки предельно обобщены, а, следовательно, основная идея выступает в них особенно рельефно и четко. Рисунок появляется на доске постепенно, и это способствует более яркому выделению его отличительных структурных черт, повышает обучающую ценность. Штрих за штрихом, линия за линией вместе с объяснением возникает он на доске и служит обобщенным выражением зрительного образа объекта, запечатлеваемого в сознании Обобщенность и последовательность выражения — важнейшие достоинства рисунка как вида наглядности.

Рисунок на доске может служить также хорошим средством проверки знаний. Если представления ученика достаточно четки, он сможет изобразить с помощью рисунка то или иное явление. Если, наоборот, представления расплывчаты, рисунок не получится. Приведем пример использования рисунка для проверки знаний. Выполнение заданий подтвердит, насколько правильно понят и прочно усвоен объясненный материал.

По некоторым темам полезно использовать цветной мел. Он нужен для выражения разноплановости явлений. Например, мелки удобны для изображения особенностей чувствительности систем организма к тем или иным воздействиям и т. д. При отсутствии покупных цветных мелков их можно изготовить самим. Кусочки обыкновенного писчего мела опускают в разведенные анилиновые краски или чернила нужных нам цветов, после чего мелки подсушивают.

К числу графических пособий относят специальные классные доски, подготовленные для преподавания биологии. На доске мы можем применить меловые схемы, стрелки и т. д., чего нельзя сделать на карте

Среди графических наглядных пособий довольно широко могут применяться экспозиции плакатного типа. Они предназначаются для постоянного вывешивания. Это цитаты, цифры, наиболее важные правила, формулировки, т. е. то, что учащийся должен прочно запомнить. Экспозиция пособий плакатного типа делается обычно в кабинетах, вестибюлях, залах, коридорах. Подобным же образом можно экспонировать цифры, относящиеся к своей республике, области, заводу, колхозу.

Экспозиции должны быть четкими, выразительными, хорошо оформленными. Их целесообразно оживлять иллюстрациями.

Несмотря на разнообразие существующих наглядных пособий, к ним предъявляются определенные. Назовем важнейшие из них.

1. Научное содержание. Каждое пособие должно иллюстрировать, наглядно раскрывать объективно существующую закономерность. Обобщения и допуски не должны приводить к искажению основных закономерностей, ради которых в сущности и создается пособие. При изготовлении самодельных пособий это условие необходимо строго соблюдать.

2. Соответствие воспитательным задачам обучения. Об этом следует обязательно помнить при отборе тематики для изготовления графических наглядных пособий по биологии. Из большого числа графиков, таблиц, диаграмм и монтажей предпочтение необходимо отдавать тем, которые иллюстрируют наиболее ярко и убедительно процессы, происходящие в нашем организме.

3. Типичность. В учебном процессе шире использовать те пособия, которые находят или могут найти многократное применение при изучении всех важнейших тем и разделов школьного предмета.

4. Доступность для понимания. Наглядные учебные пособия призваны помочь усвоению основных закономерностей, а не усложнять их. Слишком громоздкие и сложные пособия не достигают образовательных и воспитательных целей. Чем проще, ярче и выразительнее пособие доводит до обучающихся основную закономерность, тем оно лучше.

Ценность пособия определяется также его педагогической (методической) эффективностью. Она в свою очередь зависит от того, насколько пособие помогает усвоению трудных разделов программы, как часто и успешно мы прибегаем к нему. При этом следует помнить, что наглядное пособие — это всегда какое-то опосредование в процессе познания и что ученику приходится тратить дополнительную мыслительную энергию на понимание самого пособия. Если затраты такой энергии превышают затраты на понимание поясняемого процесса, такое пособие не нужно.

5. Хорошая обозримость, достаточно крупные масштабы. Пособие должно быть видно всем сидящим и во всех деталях, нужных для понимания.

6. Безопасность в обращении и пользовании. В учебном процессе нецелесообразно применять огнеопасные и взрывоопасные пособия (рассчитанные на высокое напряжение электрического тока, на использование взрывчатых веществ и т. д.).

7. Прочность. На практике хорошо видно, что одни пособия используются очень часто и, тем не менее, служат долгие годы, другие быстро приходят в негодность из-за неудачного подбора материалов, неаккуратного исполнения и т. д.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Из истории развития вопроса
На заре общественного развития накопленный багаж примитивных знаний, умений и навыков был крайне скуден и познание его происходило в ходе самой работы, направленной в первую очередь на удовлетворение жизненных биологических и незатейливых культурных потребностей. По мере накопления богатства и опы ...

Педагогическая оценка деятельности учащегося
Оценивая учебную деятельность учащегося на уроке, учитель прежде всего должен помнить о воспитательных особенностях такой оценки. Как известно, в общеобразовательных учреждениях оценка учащемуся выставляется по пятибалльной системе. На уроках изобразительного искусства оценка имеет количественное ...

Мотивационная сфера школьника. Общее понятие мотива и мотивации в учебно-спортивной деятельности
Мотивация как система действий, отвечающих за побуждение деятельности, просит понятия, которое структурировало бы эту систему. В качестве такового понятия выделяют отдельный мотив, потребность либо желание как «единицу» мотивации. Слово мотив по своему происхождению – «приводящий в движение». Поб ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru