Условные графические наглядные пособия

Новая педагогика » Наглядность как дидактический принцип обучения » Условные графические наглядные пособия

Страница 2

Рассмотрим некоторые основные положения, относящиеся к рисунку на доске. Достоинства таких рисунков значимы, прежде всего, потому, что рисунки предельно обобщены, а, следовательно, основная идея выступает в них особенно рельефно и четко. Рисунок появляется на доске постепенно, и это способствует более яркому выделению его отличительных структурных черт, повышает обучающую ценность. Штрих за штрихом, линия за линией вместе с объяснением возникает он на доске и служит обобщенным выражением зрительного образа объекта, запечатлеваемого в сознании Обобщенность и последовательность выражения — важнейшие достоинства рисунка как вида наглядности.

Рисунок на доске может служить также хорошим средством проверки знаний. Если представления ученика достаточно четки, он сможет изобразить с помощью рисунка то или иное явление. Если, наоборот, представления расплывчаты, рисунок не получится. Приведем пример использования рисунка для проверки знаний. Выполнение заданий подтвердит, насколько правильно понят и прочно усвоен объясненный материал.

По некоторым темам полезно использовать цветной мел. Он нужен для выражения разноплановости явлений. Например, мелки удобны для изображения особенностей чувствительности систем организма к тем или иным воздействиям и т. д. При отсутствии покупных цветных мелков их можно изготовить самим. Кусочки обыкновенного писчего мела опускают в разведенные анилиновые краски или чернила нужных нам цветов, после чего мелки подсушивают.

К числу графических пособий относят специальные классные доски, подготовленные для преподавания биологии. На доске мы можем применить меловые схемы, стрелки и т. д., чего нельзя сделать на карте

Среди графических наглядных пособий довольно широко могут применяться экспозиции плакатного типа. Они предназначаются для постоянного вывешивания. Это цитаты, цифры, наиболее важные правила, формулировки, т. е. то, что учащийся должен прочно запомнить. Экспозиция пособий плакатного типа делается обычно в кабинетах, вестибюлях, залах, коридорах. Подобным же образом можно экспонировать цифры, относящиеся к своей республике, области, заводу, колхозу.

Экспозиции должны быть четкими, выразительными, хорошо оформленными. Их целесообразно оживлять иллюстрациями.

Несмотря на разнообразие существующих наглядных пособий, к ним предъявляются определенные. Назовем важнейшие из них.

1. Научное содержание. Каждое пособие должно иллюстрировать, наглядно раскрывать объективно существующую закономерность. Обобщения и допуски не должны приводить к искажению основных закономерностей, ради которых в сущности и создается пособие. При изготовлении самодельных пособий это условие необходимо строго соблюдать.

2. Соответствие воспитательным задачам обучения. Об этом следует обязательно помнить при отборе тематики для изготовления графических наглядных пособий по биологии. Из большого числа графиков, таблиц, диаграмм и монтажей предпочтение необходимо отдавать тем, которые иллюстрируют наиболее ярко и убедительно процессы, происходящие в нашем организме.

3. Типичность. В учебном процессе шире использовать те пособия, которые находят или могут найти многократное применение при изучении всех важнейших тем и разделов школьного предмета.

4. Доступность для понимания. Наглядные учебные пособия призваны помочь усвоению основных закономерностей, а не усложнять их. Слишком громоздкие и сложные пособия не достигают образовательных и воспитательных целей. Чем проще, ярче и выразительнее пособие доводит до обучающихся основную закономерность, тем оно лучше.

Ценность пособия определяется также его педагогической (методической) эффективностью. Она в свою очередь зависит от того, насколько пособие помогает усвоению трудных разделов программы, как часто и успешно мы прибегаем к нему. При этом следует помнить, что наглядное пособие — это всегда какое-то опосредование в процессе познания и что ученику приходится тратить дополнительную мыслительную энергию на понимание самого пособия. Если затраты такой энергии превышают затраты на понимание поясняемого процесса, такое пособие не нужно.

5. Хорошая обозримость, достаточно крупные масштабы. Пособие должно быть видно всем сидящим и во всех деталях, нужных для понимания.

6. Безопасность в обращении и пользовании. В учебном процессе нецелесообразно применять огнеопасные и взрывоопасные пособия (рассчитанные на высокое напряжение электрического тока, на использование взрывчатых веществ и т. д.).

7. Прочность. На практике хорошо видно, что одни пособия используются очень часто и, тем не менее, служат долгие годы, другие быстро приходят в негодность из-за неудачного подбора материалов, неаккуратного исполнения и т. д.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Ключевые проблемы финансирования общего образования в Челябинской области
Нормативное финансирование образовательных учреждений Челябинской области осуществляется в соответствии с Законами Челябинской области: - от 24 апреля 2008 года № 264-ЗО «О нормативах финансирования муниципальных образовательных учреждений»; - от 22 декабря 2005 года № 438-ЗО «О предоставлении с ...

Изложение по видоизмененной методике с учетом возрастных возможностей учащихся
Во втором варианте учащимся обоих классов был предложен один и тот же текст, работа с которым проводилась по-разному в зависимости от степени обучения. В 6 классе требовался подробный анализ, использовался готовый план, а в 7 классе анализ был менее подробный. План составлялся коллективно. Если бы ...

Организация проведения и результаты опытно-экспериментальной работы
иностранный язык экономический культура формирование Мы организовали и провели опытно-экспериментальную работу по формированию экономической культуры у старшеклассников в процессе обучения иностранным языкам. Всего в исследовании приняли участие 15 учащихся 10-х классов МОУ СОШ № 17 города Тоболь ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru