При освещении в предыдущих главах вопросов о целях, содержании, формах и методах учебно-воспитательской работы в школе постоянно шла речь об учителе и его деятельности. Именно он реализует цели и задачи воспитания (в данном случае – военно-патриотического), организует активную учебно-познавательную, трудовую, общественно-политическую и спортивно-оздоровительную деятельность учащихся, направленную на их всестороннее развитие и формирование разнообразных личностных качеств.
Об определяющей роли учителя в образовании и воспитании учащихся говорят многочисленные примеры школьной практики. Известный русский математик М.В. Остроградский писал: «Хороший учитель рождает хороших учеников».
В нашей стране работает немало учителей, которые добиваются высокого качества обучения и воспитания, проявляют большое методическое творчество, обогащают передовой педагогический опыт, вносят вклад в развитие теории учебно-воспитательного процесса. многим из них присвоены почетные звания.
Одним из важнейших направлений перестройки общеобразовательной и профессиональной школы является разработка конкретных мер по дальнейшему совершенствованию работы учителей, направленной на коренное улучшение качества обучения и воспитания подрастающих поколений.
В настоящее время осуществляется ряд мер по повышению профессиональной подготовки учителей в педагогических институтах и университетах. В частности, значительно расширяется изучение психолого-педагогических дисциплин и углубляется их теоретическое и практическое содержание.
Учительская работа относится к весьма сложным профессиям. Обращенность педагогической теории к учителю отнюдь не снижает тех трудностей, с которыми он встречается в своей деятельности. Теория содержит обобщенные положения о том, как нужно осуществлять обучение и воспитание учащихся, в ней фиксируются общие методические идеи о подходе к детям, об учете их возрастных и индивидуальных особенностей. Практика же выступает в большом разнообразии конкретного и единичного и зачастую ставит такие вопросы, на которые теория не всегда дает прямой ответ. Вот почему от учителя требуется большая практическая подготовка, педагогическая гибкость и творческий подход к решению возникающих задач, которые в общем плане определяют уровень профессиональной умелости и педагогического мастерства.
Для приобретения и совершенствования профессиональной умелости и выработки педагогического мастерства преподавателю необходимо в деталях представлять структуру педагогической деятельности, а также систему относящихся к ней теоретических знаний и практических умений и навыков. Психолого-педагогические исследования (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, А.И. Щербаков и др.) показывают, что в учебно-воспитательном процессе имеют место следующие взаимосвязанные виды педагогической деятельности учителя: диагностическая, ориентационно-прогностическая, конструктивно-проектировочная, организаторская, информационно-объяснительная, коммуникативно-стимулирующая, аналитико-оценочная, исследовательско-творческая.
Рассмотрим сущность некоторых из этих видов деятельности и те требования к педагогу, которые вытекают из них.
Нельзя осуществлять воспитание, не зная особенностей физического и психического развития каждого школьника, уровня его умственной и нравственной воспитанности, условий семейного воспитания и т.д. для этого учителю необходимо быть наблюдательным, владеть методами изучения и определения уровня развития учащихся, их интересов, склонностей, круга общения, характера их деятельности вне школы и т.д.
Исключительно важной является ориентационно-прогностическая деятельность. Она выражается в умении преподавателя определять линию воспитательной деятельности, ее конкретные цели и задачи на каждом этапе воспитательной работы, прогнозировать ее результаты. На основе такой диагностики он ориентирует воспитательную работу на развитие у учащихся коллективизма или повышение интереса к изучаемому предмету, конкретизирует цели и задачи. Подобная деятельность в работе учителя осуществляется постоянно. Без нее не может обеспечиваться динамика и совершенствование целей, методов и форм воспитания и обучения.
Существенное место в работе учителя занимает информационно-объяснительная деятельность. Все обучение и воспитание в той или иной форме основано на информационных процессах. Овладение знаниями, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями – это важнейшее средство развития и личностного формирования учащихся. Учитель в этом случае выступает не только как организатор учебно-воспитательного процесса, но и как важнейший источник научной, мировоззренческой, нравственно-эстетической информации (знаний). Вот почему такое большое значение в процессе профессиональной подготовки учителя имеет глубокое значение того учебного предмета, который он преподает, его идейно-политическая убежденность. От того как педагог владеет учебным материалом, зависят качество его объяснения, его содержательность, логическая стройность, идейно-политическая направленность и насыщенность яркими деталями и фактами. Эрудированный учитель знает новейшие научные идеи и умеет доходчиво доносить их до учащихся. Он хорошо владеет практической стороной знаний, что положительно сказывается на выработке у учащихся умений и навыков.
Прочие статьи:
Методика исследования звукопроизношения
Ребенку дают картинки, чтобы звук:
- стоял в начале, середине и конце слова;
- в изолированном произношении;
- в слогах: открытых, закрытых, простых и со стечением согласных
- во фразах
В процессе исследования звукопроизношения используются сюжетные и предметные картинки, слоги, слова, предло ...
Обучение как способ организации педагогического процесса
Главным и надежным способом получения информации является обучение. Обучение, отражая все существенные свойства педагогического процесса (направленность на гармоничное развитие личности обучаемого, двусторонность), имеет и специфические качественные отличия. Обучение является целенаправленным проц ...
Психолого-педагогические основы воспитания у дошкольников
навыков здорового образа жизни
Здоровье ребёнка - одна из наиболее сложных комплексных проблем современной науки, которую по праву следует отнести к одной из самых главных среди существующих наук, ибо здоровье нового поколения определяет состояние общества и государства в целом. Несмотря на то, что первые исследования, посвящён ...