Таким образом, игру можно рассматривать как ситуативно-вариативное упражнение, где создаётся возможность для многократного повторения речевого образца в условиях, максимально приближённых к реальному речевому общению с присущими ему признаками – эмоциональностью, спонтанностью, целенаправленностью, речевого воздействия.
Сущность игры заключается в том, что дети решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Ребёнок воспринимает умственную задачу, как практическую, игровую; это повышает его умственную активность.
Сенсорное развитие ребёнка в игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях.
Так как мы решили представить в виде игр возможности развития творческого мышления младших школьников, приведём несколько примеров:
Следующая игра называется “ Кто быстрее”
Учащиеся уже знакомы со всеми буквами английского алфавита.
Учитель раскладывает на столе буквы английского алфавита обратной стороной. Учащиеся подбегают к столу и вытягивают какую-либо букву. Задача играющего – назвать слова, начинающиеся с той буквы, которую он вытянул. Например:
Aa – America, apple
Bb – ball, ballon
Игра «Узнай слово». На доске записываются слоги, из которых учащиеся составляют слова:
tur-, -zen, tan-, -nen, -len, -nen, ler-, spie-, -men, kom-.
«Ролевые игры» - кукольный театр. Дети разыгрывают с куклами диалоги по определённым темам.
Например, когда проходим тему «Время» учащиеся описывают свой рабочий день с использованием часов.
Побеждает тот, кто больше и правильнее назовёт предложений.
Игра «Числа в моей жизни».
Учитель пишет на доске несколько чисел, а учащиеся должны догадаться, что они значат.
Потом можно предложить сделать то же ученикам (дата рождения, номер телефона, номер дома, номер машины и т.д.)
Вариант – Места в моей жизни (географические названия – место учебы, рождения и пр.).
Игра «Рассказ по рисунку».
Играющие образуют пары. Каждая пара получает рисунок с изображением комнаты, в которой находятся разные вещи и предметы, характеризующие ее хозяина. Нужно составить рассказ о том, чем занимается хозяин комнаты. Выигрывает пара, составившая самый интересный рассказ.
Цель следующей игры: морфемный анализ слова, развитие воображения. Ход игры: учитель просит правильно соединить слоги слов, опираясь на представленные рисунки.
Представим ещё ряд игр, которые можно использовать на уроках немецкого языка в младших классах.
Игра 1
Цель игры: развитие мышления.
Ход игры: учитель задумывает какой-либо предмет и просит детей отгадать, что он задумал, задавая по пять вопросов, например: Ist das eine Katze? и т. п.
Игра 2
Цель игры: развитие умения классифицировать, сопоставлять.
Ход игры: из нескольких карточек, на которых написаны отдельные буквы, слоги, слова, знаки препинания, нужно сложить законченное по смыслу предложение и назвать его.
Игра 3
Цель игры: развитие мышления.
Ход игры: учитель предъявляет несколько картинок. Ученик должен установить последовательность событий, изображенных на них, разложить их в логическом порядке и составить по каждой картинке предложение, попытаться составить рассказ.
Игра 4. “Вернуть число на место”
Цель игры: развитие мышления, логики.
Ход игры: демонстрируется числовой ряд, в котором пропущено какое -либо число, например: 1 3 4 5 6 7 8. Учитель спрашивает: Was fehlt hier? Ученики должны назвать отсутствующее число.
Игра 5
Цель игры: развитие мышления.
Ход игры: ученик получает задание сосчитать устно, сколько будет 30 – 3 ? Получив ответ (27), учитель просит продолжать “дорожку”(27—3=24, 24—3=21 и т. д. до нуля), проговаривая примеры вслух.
Игра 6
Цель игры: развитие мышления.
Ход игры: каждый ученик приносит на урок какую-нибудь игрушку. Из группы выбирается один водящий. На три – пять минут он выходит за дверь. В его отсутствие учитель с ребятами придумывает какую-либо историю об одной из игрушек из трех – пяти предложений. Все игрушки расставлены на столе. Водящий входит в класс и по описанию ребят должен найти и назвать выбранную игрушку.
Игра 7
Цель игры: развитие умения классифицировать.
Ход игры: на доске пишутся несколько слов (предложений), нужно назвать лишнее. Например: die Stadt, das Buch, laufen, das Kino. Лишним будет слово laufen, так как это единственный глагол в ряду существительных. Принцип объединения слов в один ряд может быть разный.
Игра 8
Цель игры: развитие мышления, активизация лексики.
Ход игры: дается ряд признаков ( gross, braun, klein и т. п.), нужно подобрать какое-либо слово (или несколько слов), обладающее данными признаками.
Прочие статьи:
Особенности систем сенсорного воспитания в зарубежной педагогике
Создателем первых детских садов был немецкий педагог Фридрих Вильгельм Фребель, сыгравший выдающуюся роль в развитии теории и практики дошкольного воспитания.
С именем Фребеля связано возникновение дошкольной педагогики как науки о воспитании детей. Его мнение: ребенок – носитель божественной сущ ...
Взаимосвязь педагогической науки и практики
Слово педагогика употребляется в четырех значениях:
1) как явление жизни, т.е. как процесс реального обучения, воспитания, образования, развития и самосовершенствования людей в педагогических учреждениях, в жизни каждого человека, общества и деятельности государства;
2) как наука, изучающая педа ...
Методика обучения счету и основам математики детей дошкольного возраста через игровую деятельность
В современных школах программы довольно насыщены, существуют экспериментальные классы. Кроме того, все стремительнее входят в наши дома новые технологии: во многих семьях для обучения и развлечения детей приобретают компьютеры. Требование знаний основ информатики предъявляет нам сама жизнь. Все эт ...