Анализ современных программ по естествознанию с целью выявления тематики учебных проектов

Страница 2

Курс «Мир и человек»

А.А.Вахрушева, А.С.Раутианаизучается в 1- 4 классах начальной школы. Этот курс направлен на подготовку школьников к решению экологических проблем. Основная задача курса «Мир и человек» - воспитание человека, осознающего своё место и место человечества в окружающем мире. Формы организации работы при изучении курса разнообразны: уроки в классе и в природе, экскурсии, домашние работы с родителями.

Программа 2 класса

называется «Земля. Части света». Всё содержание программы разделено на части:

Часть 1.

«Земля и Солнце» - дети получают сведения о трёх состояниях веществ, общие представления о Земле, о космосе, о планетах солнечной системы, о климате (температура, влажность, круговорот воды в океане и на суше, ветер, климатические пояса); знакомятся с законом всемирного тяготения.

Часть 2.

«Что изображено на глобусе и карте», в которой изучаются темы: «Глобус и карта» (карта полушарий, условные обозначения на карте и глобусе, рельеф на карте Земли и глобусе, элементарные представления о масштабе); «Формы земной поверхности» (реки, озёра, равнины и низменности, горы и вулканы, полуострова, острова, моря); «Природные зоны» (экосистемы и их обитатели, тундра, леса, степь, пустыня, вечнозелёный лес, горы); «Человек и его хозяйство» (потребности человека, земледелие и скотоводство, страны и города).

Часть 3.

«Части света»: Европа, Азия, Африка, Австралия, Северная Америка, Южная Америка (климат, рельеф, природные зоны, города), Антарктида. Россия – самая большая страна в мире (природа, рельеф, природные богатства, архитектурные памятники).

Главная идея программы для 3 класса

«Живые обитатели планеты» состоит в ведущей роли живых организмов в поддержании порядка на поверхности нашей планеты. Наиболее сложное и важное представление, которое вводится в 3 классе, - круговорот веществ и его роль в жизни. Всё содержание программы «Живые обитатели планеты», как и содержание программы для 2 класса, разделено на части:

Часть 1.

«Биосфера – живая оболочка Земли» (атомы и молекулы, три состояния вещества, энергия, человек и его связь с природой, участники круговорота веществ).

Часть 2.

«Экологическая система – ячейка биосферы» (живые и неживые компоненты экосистемы, экосистема океана, озера, болота, луга, леса, искусственная экологическая система).

Часть 3.

«Живые участники круговорота веществ» (растения, животные и их роль на Земле, бактерии, грибы).

Часть 4.

«История биосферы» (человек – часть природы, наши предки, экологические нарушения в биосфере).

Программа 4 класса

«Человек» посвящена человеку и его роли в биосфере Земли. Всё содержание программы разделено на следующие части:

Часть 1.

«Место человека в биосфере Земли».

Часть 2.

«Тело человека как самостоятельный организм» (устройство человека, основные системы органов тела человека, микробы, болезни цивилизации).

Часть 3.

«Биосфера и происхождение человека» (экологические предпосылки происхождения человека, первобытное стадо как прообраз человеческого общества, человек разумный).

Часть 4.

«Происхождение рукотворного мира» (приручение и разведение домашних животных, разведение культурных растений, роль науки в жизни человека, вода, воздух, горные породы, звук, электричество в природе).

Часть 5.

«Как нам жить» (Сколько людей может прокормить Земля?).

Всё содержание программы разделено на части (разделы), каждая из которых содержит несколько тем, в каждом разделе отчётливо просматриваются главные вопросы, благодаря чему по каждому из них можно разработать учебный проект. В следующей таблице мы приводим несколько вариантов тематики учебных проектов, которые могут быть разработаны по содержанию программы 2, 3 и 4 класса курса «Мир и человек».

Раздел программы.

Творческое название проекта.

«Земля и Солнце» (2 класс)

«А что там, за облаками?» (о Земле, о космосе, о планетах солнечной системы)

«Части света» (2 класс)

«Вокруг света» (о странах, народах, традициях)

«Биосфера – живая оболочка Земли»

«Экологическая система – ячейка биосферы» (3 класс)

«Живые участники круговорота веществ»

«Невидимые нити» (об экологических связях между живой и неживой природой, внутри живой природы, между природой и человеком). «Животные – братья наши меньшие», «Этот удивительный мир растений и животных», «зелёные леса – лёгкие планеты».

«Тело человека как самостоятельный организм» (4 класс)

«Наши помощники – органы чувств», «Здоровом теле – здоровый дух!» (о теле человека, болезнях).

«Как нам жить» (4 класс)

«Земля – кормилица!», «Подумаем о нашем, и о будущем нашей планеты!»

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Характеристика выборки и методов исследования
В психолого-педагогической литературе, посвященной проблемам обучения младших школьников, большая роль отводится развитию их математического мышления. Как показали работы, проведенные под руководством П.Я. Гальперина, Н.Ф.Талызиной, мышление не развивается полноценно без целенаправленного обучени ...

Этапы развития личности
Процесс развития личности подчинен психологическим закономерностям, которые воспроизводятся относительно независимо от особенностей той группы, в которой он протекает: в начальных классах школы, и в новой компании, и в производственной бригаде, и в воинском подразделении, и в спортивной команде. О ...

Этапы становления системы развивающего обучения Л.В. Занкова
Леонид Владимирович Занков родился 23 апреля 1901 года в Варшаве, в семье русского офицера. В 1916 г. он окончил гимназию в Москве. В первые послереволюционные годы недавний гимназист начал учительствовать в сельской школе поселка Турдей Тульской области. В 1919 г. Л.В. Занков переходит на работу ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru