Диагностика и развитие креативности в процессе учебной деятельности у младших школьников

Новая педагогика » Развитие креативности школьников в процессе обучения » Диагностика и развитие креативности в процессе учебной деятельности у младших школьников

Страница 3

В отечественной психологии большое внимание уделяется раскрытию сущности креативности, выяснению механизмов творческой деятельности и природы творческих способностей. Что же касается диагностики креативности, то нужно отметить, что работ в этом направлении почти нет. Есть лишь исследование, проведенное Д.Б. Богоявленской.

Богоявленская выделила единицу измерения творческих способностей, названную "интеллектуальной инициативой". Она рассматривает ее как синтез умственных способностей и мотивационной структуры личности, проявляющихся в "продолжении мыслительной деятельности за пределами требуемого, за пределами решения задачи, которая ставится перед человеком". В соответствии с гипотезой Д.Б. Богоявленская предложила метод креативного поля, позволяющий испытуемому без воздействия внешнего стимула перейти от осуществления заданной деятельности к теоретическому обобщению и анализу заданной ситуации. В рамках этого метода было сконструировано несколько методик, которые проходили проверку на валидность. Автор испытал значительные трудности в нахождении внешнего критерия. Творческая успешность устанавливалась методом экспертных оценок, имеющим целый ряд недостатков.

Подводя итоги отечественных исследований в области диагностики интеллектуальных способностей и креативности, нужно подчеркнуть, что они тщательно теоретически обоснованы, индивидуальные различия анализируются не только с количественной, но и с качественной стороны, а сама диагностика имеет четко определенные практические цели Тем не менее все еще незначительно количество исследований в этой области. Не хватает методик диагностики, а работ по их созданию недостаточно.

С 50-х годов 20 века американские психологи исследовали взаимосвязь уровня интеллектуального развития и показателя креативности. Данные противоречивы.

Одна из проблем - не разработанность диагностики креативности. Психологи проводили исследования на разных испытуемых. Одни психологи проводили исследования на испытуемых со средними показателями интеллекта. Другие психологи проводили исследования на испытуемых с высоким показателем интеллекта. Третьи психологи проводили исследования на испытуемых с низкими показателями интеллекта.

Вывод:

связь между психометрическими данными и креативностью есть. Но связь не линейная.

если уровень IQ - средний или ниже среднего, то он напрямую отражается на показателях креативности. Зависимость линейная. Чем выше уровень IQ - тем выше уровень креативности.

если IQ выше среднего (больше 120), то связи между показателями IQ и креативности не наблюдается. Чтобы у человека развивались творческие способности - человек должен иметь достаточно высокий уровень интеллектуального развития.

если IQ - становится очень высоким (больше 170), то он создает препятствие для формирования творческих способностей. Связь между уровнем IQ и креативность становится линейной, но с отрицательным знаком.

Очень высокий уровень умственного развития возникает при наличии мотивации - усвоение знаний, анализ - это жизненная потребность. Собственно творчество таких людей не интересует.

Некоторые психологи на Западе не считают креативность за отдельную категорию. Можно и в интеллектуальные тесты включить тесты и на креативность, и это будет общий уровень способностей (Вернон, Марш).

Показатели тестов креативности зависят от тех же факторов, что и IQ. Креативность, как и IQ зависят от характера прошлого опыта, условий развития.

Креативность зависит от социально-экономического статуса. Школьники из разных стран (больше 1000 чел.) исследовались на креативность. Вывод: креативность зависит от социально экономического статуса, следовательно, креативность можно формировать, воздействуя на среду:

среда должна отличаться богатством информации среда должна отличаться демократизмом, большой свободой семейная среда влияет на креативность культурные традиции Для западной культуры свойственно предпочитать творческие способности - интеллектуальным. В США - существуют школы для формирования креативности. Туда попадают дети по результатам теста Стенфорд-Бине. С результатом IQ - 135. И с ними занимаются по специальным программам.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Прочие статьи:

Руководство сюжетно-ролевой игрой
"Необходимыми элементами, обеспечивающими интересную игровую деятельность, развитие познавательных интересов и моральных качеств ребенка, являются знание - действие - общение. Особая роль при этом принадлежит воспитателю. Именно от личности педагога, его знаний, умений, профессионального маст ...

Система средств наглядности на уроках биологии во вспомогательной школе
Основным методом изучения биологии во вспомогательной школе является наблюдение. Однако не всегда можно провести наблюдения предметов и явлений природы в естественном состоянии. В этом случае необходимые представления и понятия могут быть сформированы с помощью наглядных средств обучения. Средств ...

Информационные технологии в открытых образовательных системах
В последние годы все большее значение в развитии ВУЗов как открытых образовательных систем приобретает использование современных информационных технологий. Для этого необходимо создать систему информационной поддержки всех процессов, выполняемых в образовательных учреждениях. Если использовать си ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru