Творческого воображение младших школьников

Страница 3

Каждый творческий процесс несет в себе этапы.

А.Я. Дудецкий выделяет следующие этапы творчества:

1) «постанова задачи» (творческий замысел), т.е. уяснение и определение того, что хочет человек в результате своего творчества;

2) «работа над осуществлением задачи»: изучение всего того, что было создано этой области раньше; уточняется план последовательности решения задачи; предпринятие предварительной попытки практического решения ее; окончательное уточнение творческого замысла;

3) решение задачи, т.е. практическое выполнение работы в том виде, который соответствует творческому замыслу.

Деятельность творческого воображения зависит, как было показано выше, от целого ряда самых различных факторов. Следовательно, она не может быть одинакова у ребенка и у взрослого человека. Мы отмечали, что воображение зависит от опыта, а опыт ребенка складывается и растет постепенно, значит в каждый второй период детского развития воображение ребенка будет находиться на ступени его развития.

Существует мнение, что воображение ребенка богаче и разнообразнее, чем у взрослого человека, однако, опыт ребенка гораздо беднее, чем опыт взрослого. Интересы его проще, элементарнее, беднее, наконец отношения его со средой так же не имеют сложности, тонкости и многообразия, которые отличают поведение взрослого человека. А опыт, интерес и отношения со средой – важнейшие факторы, определяющие работу воображения .

Следовательно, воображение детей находится в стадии своего развития.

Проведение Е.И. Игнатьевым наблюдения и эксперимента покали, что воображение младшего школьника на первых порах характеризуется незначительной переработкой имеющихся представлений. Дети пользуются уже имеющимся у них опытом, вспоминают прошедшие события.

Характерной особенностью творческого воображения детей является его опора на конкретные предметы. Без этой опоры учащийся не может вообразить, воссоздать ситуацию. Постепенно, на первое место начинает выступать опора на слово, и создание словесного нового образа. В правильно поставленной работе учителя в процессе развития творческого воображения образы носят целостный характер, становятся более дифференцированными.

К.Т. Кузнечикова выделяет направление развития творческого воображения, при условии постоянной целенаправленной работы учителя:

1. Расплывчатый неясный образ воображения

2. Образ становится более точным и определенным.

3. Переработка образов незначительна в 1 классе. К 3 классу на основе приобретенных знаний образ становится обобщенней и ярче.

4. Образ воображения требует опоры.

5. Развитие опоры на слово .

Таким образом, творческое воображение ребенка характеризуется реальностью элементов, на которых оно строится, эмоциональная основа воображения ребенка играет большую роль.

Л.С. Выготский приводит различия особенностей творческого воображения у детей и у взрослых. При этом рассеивается широко распространенное мнение, будто ребенок имеет более богатое воображение, чем взрослый. На самом деле (поскольку уровень воображения зависит от глубины и широты опыта человека) у взрослого эта психическая способность развита в больше мере, чем у ребенка.

Исследования Л.С. Выготского показывают, что мощный шаг в развитие детского творческого воображения совершается с условием основ речи, речевой деятельности.

Дети с задержанным речевым развитием оказываются отсталыми и в развитии воображения. Речь освобождает ребенка от непосредственных впечатлений о предмете, дает возможность на основе словесного рассказа представлять ребенку предмет, который не находился в личном опыте ребенка.

Это дает возможность ребенку обращаться в сфере впечатлений, обозначаемых словами.

Развитие детского творческого воображения, как психологического процесса, «существенным образом связано с речью ребенка, с основой психологической формой его общения с окружающими, т.е. с основной формой коллективной социальной деятельностью детского сознания» (Л.С. Выготский).

Итак, творческое воображение – это психический процесс, выражающийся:

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Категориальный аппарат педагогики: педагогическое взаимодействие
Любой процесс есть последовательная смена одного состояния другим. В педагогическом процессе она есть результат педагогического взаимодействия. Именно поэтому педагогическое взаимодействие составляет сущностную характеристику педагогического процесса. Оно, в отличие от любого другого взаимодействи ...

Семантический компонент как часть общей теории языка
Современная лексическая семантика уходит своими корнями в ряд лингвистических и смежных с ними дисциплин, из которых важнейшими являются следующие: 1. Лексикография, чьи практические потребности постоянно ставили теоретическую семантику перед необходимостью создать аппарат для исчерпывающего и не ...

Общедидактические принципы обучения иностранному языку
В педагогике, в методике в термин "принцип" вкладывается понятие руководящего начала, некоего исходного положения, на основе которого осуществляется обучение и воспитание подрастающего поколения. И если определенный принцип объективно отражает и обусловливает структуру, сущность и отличи ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru