Упражнения: тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу; реконструктивные упражнения; составление различных задач и вопросов и их решение; рецензирование ответов других учеников, оценка их деятельности на уроке; различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков.
Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ.
Различные проверочные самостоятельные работы, контрольные работы, диктанты, сочинения.
Подготовка докладов и рефератов.
Выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с экскурсиями и наблюдениями.
Домашние лабораторные опыты и наблюдения.
Техническое моделирование и конструирование.
Основная часть данных видов самостоятельной работ может использоваться для различных уровней продуктивной деятельности младших школьников, отнесена к каждому из перечисленных типов самостоятельной работы.
Задача учить учиться предполагает руководство самостоятельной работой со стороны учителя, самостоятельная работа в учебных условиях относительно самостоятельна. Школьники испытывают на себе воздействие обучающей стороны. Учитель отбирает материалы для самостоятельной работы. Учитель обозначает конкретную цель усвоения в отношении данной части материала и развития навыков и умений. Он указывает на соответствующий источник информации, который ребенок может использовать в самостоятельной работе. Именно учитель обеспечивает детей необходимым инструментарием, благодаря которому самостоятельная работа протекает успешно и постепенно формируется методика учащихся. Самостоятельная работа должна протекать в тесном единстве с классной работой под руководством учителя и вытекать из нее.
На самом деле самостоятельная работа и деятельность под руководством учителя имеют одну цель – обучение коммуникативно-ориентированной речевой деятельности. Чем результативнее осуществление самостоятельной работы, тем больше можно рассчитывать на успешное выполнение коммуникативных задач под непосредственным руководством учителя. При увеличении самостоятельной работы учащихся руководящая роль учителя не ослабляется и не упрощается. Эта работа становится более сложной и приобретает своеобразный характер.
Систематически и последовательно излагая новый материал, учитель должен обучать учащихся начальных классов методическим приемам самостоятельной работы, приучать их к работе над учебными пособиями и к самостоятельному выполнению устных и письменных работ. Учитель должен вводить в учебный процесс разнообразные методические приемы самостоятельной работы, составлять задания с постепенным возрастанием степени самостоятельности, инструктировать и консультировать учащихся, приучать их работать с интересом, воспитывать у них активность и инициативу.
В самостоятельную работу следует включить:
К каким источникам информации следует отсылать учащихся в каждом конкретном случае;
Какие дидактические средства следует применять для более точного управления самостоятельной работой, какие формы внешнего контроля использовать;
Как сочетать самостоятельную работу с совместной работой учителя.
Если придать самостоятельной работе системный характер, то это будет способствовать прочному усвоению учебного материала.
Прочие статьи:
Изложение с предварительным анализом текста
В первом варианте обучающего эксперимента изложение проводилось с предварительным анализом текста. Для изложения были отобраны два повествовательных рассказа для 6 и 7 классов. Тексты даны в приложении, а их характеристика на страницах.
Рассмотрим несколько полно, правильно и последовательно пере ...
Особенности значения первых детских слов
детский лексикон слово
Касаясь периода раннего дошкольного возраста, многие ученые писали об отличии значения первых детских слов от слов, употребляемых взрослыми.
В России первым ученым, проанализировавшим предшествующий материал и предположившим свою концепцию развития словесного значения, был ...
Сущность понятия «творческое мышление»
В процессе ощущения и восприятия человек познает окружающий мир в результате непосредственного, чувственного его отражения. Однако внутренние закономерности, сущность вещей не могут отразиться в нашем сознании непосредственно. Ни одна закономерность не может быть воспринята непосредственно органам ...