Оценка знаний студента, полученных им по той или иной учебной дисциплине, не только подводит итог его успеваемости, но зачастую определяет и его способность к дальнейшему обучению или самостоятельной деятельности, т.е. значительным образом влияет на судьбу человека. Поэтому нет сомнений в том, что такая оценка должна быть максимально объективной, залогом чего обычно служит опыт и интуиция экзаменатора. На деле же не только между различными дисциплинами, но и в пределах одной — между разными преподавателями — не существует унифицированного подхода к требованиям на экзамене, так как до сих пор не найдены или не выбраны количественные параметры даже для проведения научно обоснованной грани между неудовлетворительной и удовлетворительной оценками. Если в принятой нами четырехбальной системе «двойка» составляет от «пятерки» 40%, то это, разумеется, вовсе не означает, что студент для получения удовлетворительной оценки должен знать 40 и более процентов от объема изучаемого предмета. А сколько?
Воспользуемся терминами и понятиями, применяемыми в государственных образовательных стандартах: «знание» и «умение». Очевидно, преподавание учебной дисциплины заключается в передаче преподавателем учащимся определенной суммы знаний и, что более сложно, в обучении их умению использовать эти знания. Графически (рис. 1) это можно представить в виде линии АВ, показывающей повышение уровня знаний обучаемого в течение определенного времени (т) до предела СВ, определяемого учебной программой дисциплины, и линии OD — рост уровня умения обучаемого оперировать полученными знаниями.
Рис. 1.
Изучение новой дисциплины начинается не на пустом месте, т.к. учащиеся в результате обучения предшествующим дисциплинам всегда имеют какой-то запас знаний (отрезок ОА = а), полезных для данной дисциплины. Объем начальных знаний студентов по изучаемой дисциплине (а) показывает входной контроль. Для входного контроля знаний по преподаваемой дисциплине должны быть составлены вопросы по ключевым темам ранее изучавшихся студентом родственных дисциплин и определена их доля от всей учебной программы данной дисциплины. Так, доля вопросов входного контроля для студентов 1-го курса ХТФ МГТУ им. А.Н. Косыгина от программы «Основ теоретической химии» составляет 25%, при тестировании было получено 47,9% правильных ответов, следовательно, начальный объем знаний по этой дисциплине составляет 12%.
Углы подъема кривых зависят от характера учебной дисциплины: чем больше она содержит элементов теории, чем менее в ней «описательности», тем больше величина DE превышает величину BE.
Очевидно, что при количественном выражении уровня умения и уровня знания первый должен превышать второй в том случае, если учащийся способен использовать свои знания для решения поставленных перед ним задач. Если по чисто описательной дисциплине для этого достаточно равенства уравнений, то для теоретических и расчетных дисциплин разница между ними может достигать 50%. В нашем случае для «Основ теоретической химии» DB составляет от BE 40%.
На наш взгляд, важнейшее значение имеет точка М, после «прохождения» которой уровень умения обучаемых становится выше уровня их знания. А это означает, что обучаемый приобрел умение использовать свои знания, иначе говоря, он перешел из области пассивных в область активных знаний.
Количественно приобретенный учащимся запас знаний и умений можно найти как сумму площадей ОАВЕ и ODE. В первом приближении расчет можно провести с аппроксимацией зависимостей АВ и OD через прямые линии с заменой точки М, показывающей переход пассивных знаний в активные, на точку F. В этом случае запас пассивных знаний и умений, ограниченный отрезком FH, от максимально возможного запаса знаний и умений составляет 21%, а отрезок ОН равен 0,4 от ОК.
Для получения четкого ответа на вопрос: «За что ставить положительную оценку (и какую) — необходимо решить две задачи:
1) выбрать такую шкалу оценок, в которой доля (%) минимальной положительной оценки от максимальной была бы равна доле знаний и умений экзаменуемого от полных знаний и умений, определяемых рабочей программой дисциплины:
Прочие статьи:
Характеристика цифровой отметки и словесной оценки
Нельзя не признать, что оценивание на основе анализа текущих и итоговых оценок остается пока наиболее продуктивной формой. Вместе с тем следует обратить внимание на ее существенные недостатки:
недооценку оценочных суждений учителя;
увлечение "процентоманией"
субъективность выставляемы ...
Критерии оценки работы
Чтобы оценить работу того или иного специалиста необходима четкая система критериев эффективности работы. Выделяют два общепринятых подхода к понятию «эффeктивность paботы». Пeрвый – это cooтношение мeжду дocтигнутыми рeзультатами (эффектами) и зaтратaми, cвязанными с oбеспечением этих peзультатов ...
Общая характеристика общения
Взаимодействие людей друг с другом, состоящее в обмене между ними информацией познавательного или аффективно – оценочного характера, есть общение.
Общение характеризуется, прежде всего, включённостью в практическое взаимодействие людей по поводу трудовой, учебной или игровой деятельности.
Потреб ...