Принципы получения объективной оценки знаний студента

Новая педагогика » Методика учета и контроля знаний студентов » Принципы получения объективной оценки знаний студента

Страница 2

2) давать экзаменуемому задания различных уровней сложности (имеющих разную «стоимость» в баллах), при выполнении которых им набирается сумма баллов, определяющая выставляемую оценку.

Соответствие уровня заданий необходимому объему знаний и умений для их выполнения удобно изображать с помощью графика (рис. 1), на котором по оси ординат отложен уровень знаний и умений экзаменуемого, а по оси абсцисс — уровень сложности задания (Z). При этом величины отрезков, характеризующих сложность задания, прямо пропорциональны его уровню. Для выполнения задания 1-го уровня сложности ОК достаточны пассивные знания понятий, определений, законов, формул; для 2-го уровня OL требуется умение решать простые («типовые») задачи на основании знаний 1-го уровня; 3-ий уровень ОЕ предусматривает умение решать нестандартные задачи.

При умении выполнять задание 2-го уровня хотя бы наполовину (точка N), студент выходит из области пассивных в область активных знаний. Следовательно, линия NP является границей между отрицательными и положительными оценками. Отсюда минимальная доля (R) знаний и умений (от полного знания и умения по данной дисциплине), необходимая для получения положительной оценки, зависит от уровня начальных знаний студента (а). В общем случае, приняв максимальный объем знаний по данной дисциплине за 100%, (BE), можно показать, что

R = (За + 100) / 4(а + 100)

Если (а) может изменяться в широких пределах (от 0 до 90%), то и R изменяется от 25 до 49%. Например, для 1-го курса ХТФ по «Основам теоретической химии» а = 12%, тогда R = 30%. Поэтому при использовании традиционной шкалы оценок, в которой отрицательная оценка «2» от максимальной «5» составляет 40%, она представляется несправедливой, т.к. отрицательная оценка от максимальной должна составлять 30 % (т.е. от 5 баллов — 1,5 балла). При шестибалльной системе — это 2 балла (точнее 1,8), при 24 балльной системе — 7 баллов.

При составлении контрольных заданий удобно «стоимость» задания 1-го уровня оценивать в 1 балл, 2-го — в 2 балла и 3-его — в 3 балла, и число заданий всех трех уровней должно быть одинаковым, чтобы общая сумма баллов была кратна 6. Тогда для получения минимальной положительной оценки студенту необходимо выполнять все задания 1-го уровня и хотя бы наполовину задания 2-го уровня, чтобы набрать сумму баллов, кратную двум и составляющую 1/3 от максимальной суммы баллов.

Для получения хорошей оценки студент должен выполнить задания как 1-го, так и 2-го уровня, т.е. преодолеть границу LQ (рисунок), что соответствует доле знаний и умений R, лежащей в зависимости от величины а в пределах от 43 до 65%. Можно принять R = 62,5%, тогда для получения хорошей оценки по 6-балльной шкале нужно получить 4 балла, по 8-балльной — 5 баллов, а по 24-балльной — 15 баллов.

Для получения отличной оценки студенту необходимо сделать все задания 1-го и 2-го уровней и более чем наполовину задания 3-го уровня — граница ST, что отвечает значениям R от 67 до 82%. Приняв среднее значение R = 74,5%, получаем баллы, необходимые для получения такой оценки: при 6-балльной системе — 5 баллов, при 8-балльной системе — 6 баллов, при 24-балльной системе — 18 баллов.

Для различных учебных дисциплин число уровней сложности заданий должно быть различным. Если для теоретических и расчетных дисциплин составление заданий трех уровней затруднений не вызывает, то для описательных и гуманитарных дисциплин число уровней сложности, по-видимому, снизится до двух. При составлении контрольных заданий различных уровней сложности по каждой теме учебной дисциплины прежде всего требуется установить необходимый минимум знаний для 1-го уровня, а затем указать дополнительные знания, нужные для выполнения заданий 2-го и 3-го уровней.

Пример: тема «Газовые законы»

Минимум знаний:

• 1 моль вещества имеет массу в г, численно равную его молекулярной массе;

• 1 моль газа при н. у. занимает объем 22,4 л;

• формулы распространенных газов.

Дополнительные знания:

умение рассчитать массу вещества по уравнению реакции, умение проводить расчеты по уравнению Клапейрона-Менделеева.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Физическая рекреация – вид физической культуры
Проблема структурирования физической культуры, ее видов (частей) пока еще не решена. На этот счет существуют различные точки зрения. Так, например, в одних источниках указываются рекреативные формы и места занятий физическими упражнениями (рекреационные коридоры), в других физическая рекреация нах ...

Личностная характеристика «трудного» подростка
Жизнь подростка можно уместить в треугольник, углами которого будут семья, школа и улица (в самом широком понимании этого слова). С того момента, как ребенок начинает реагировать на социальные воздействия, он становится в какой-то степени зависимым от общества, тянется к нему и болезненно переноси ...

Организация проведения и результаты опытно-экспериментальной работы
иностранный язык экономический культура формирование Мы организовали и провели опытно-экспериментальную работу по формированию экономической культуры у старшеклассников в процессе обучения иностранным языкам. Всего в исследовании приняли участие 15 учащихся 10-х классов МОУ СОШ № 17 города Тоболь ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru