Особенности взаимодействия – сотрудничества «Учитель-Ученик»

Страница 1

педагогический взаимодействие образовательный урок

В реальном педагогическом процессе взаимодействуют не учитель и ученик, а живые люди, которых образование свело друг с другом. В обучении, которое рассматривается как обращение к духовному опыту Другого и своему собственному, учатся оба: и учитель, и ученик.

Взаимодействие участников образовательного процесса – это изменение системы отношений и действий между ними, ориентированных на Другого. Во взаимодействии представлены две стороны отношения «Учитель-Ученик»: выразить, воспроизвести содержание образования в себе и для Другого; выразить, воспроизвести себя для себя и для Другого. Если первая сторона выступает предпосылкой теоретического отношения к Другому, то вторая сторона является предпосылкой духовно-практического отношения. Во втором случае знания учителя выступают в форме причастности. Такую же позицию – при условии, что образование строится на гуманитарных образованиях – занимает и ученик по отношению к содержанию образования, к учителю и к самому себе. В таком случае доминируют отношения личностной обращенности, сопричастности, диалогичности, понимания.

Ученик отражается в характере отношения учителя к своей деятельности, своему предмету, к Другому. Исходная позиция во взаимодействии – это позиция «от Другого». Другой позволяет увидеть человеку самого себя.

Педагогическая деятельность задает особое пространство, в котором взаимодействие «Учитель-Ученик» является конституирующим и в котором педагог реализует себя. Способность педагога к профессиональному самоопределению можно понять, рассматривая степень его открытости (или закрытости) для взаимодействия с миром культуры, Другого, в первую очередь, учащегося.

Во взаимодействии учитель транслирует то, что составляет индивидуальные характеристики его мышления, способа восприятия мира, его осмысления, оценки. В поле отношений большое значение имеет личностный фактор педагога, его система ценностей.

Аксиологический характер педагогической деятельности связан с общением участников процесса образования. Общение определяется как процесс выработки новой информации, общей для общающихся людей и рождающей их общность. Педагогическая деятельность носит диалогический характер.

Взаимодействие участников образовательного процесса имеет характер творческого диалога. В диалоге и учитель, и ученик вырабатывают свою, собственную позицию, собственное «я», удерживая позицию Другого. Диалог – это: работа с неизвестным результатом, сам поиск является предметом диалога; взаимопонимание, взаимопроникновение; игра с нарушением правил; разрушение рамок, освобождение от позиции знающего; единение; помощь Другому понять себя, людей, мир.

Для того чтобы такое взаимодействие стало возможным, учителю необходимо быть терпимым и терпеливым, признавать, что ошибки, промахи – это необходимый этап в развитии и себя, и учеников. Учитель должен уметь выслушивать ученика и отучиваться от привычного оценивания. Для организации диалогических отношений необходима установка на поиск и решение задач, интересных ученику и учителю. Здесь важно умение слышать учащихся.

В диалоге между двумя субъектами остается пространство, где может совершаться взаимодействие. Это пространство мысли, которое, отделяя нас от другого субъекта, позволяет каждому, не становясь другим, выйти из своих прежних рубежей. Так как невозможно полностью перейти в ситуацию «Другого», возникает необходимость диалога. Есть возможность сближения участников педагогического процесса.

Учитель развивается профессионально и личностно до тех пор, пока учится, в первую очередь, у своих учеников. Взаимовлияние того, кто учит, и того, кто учится, в основе своей имеет взаимное понимание. Общение, взаимодействие человека с человеком является основной стратегией понимания. К. Рождерс, Э. Бернс, А. Бодалев и другие обращают внимание на то, что диалогическая форма общения побуждает учащегося активно соучаствовать в рождении новых смыслов. Учителю принципиально важно учитывать сформулированные ими принципы, практическая реализация которых делает педагогическое общение личностно комфортным: общение на равных; общение, проникнутое чувством гуманности и доброжелательности; понимание точек зрения собеседников; общение, в котором участники стремятся уйти от стереотипов, стараются постичь своеобразие партнера; общение, в котором присутствует стремление людей объективно оценить свой вклад в общение; творческое общение.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Взгляды педагогов на игру и игрушки как спутника жизни ребенка
Игра – основной вид деятельности детей дошкольного возраста, а игрушка – спутник жизни ребенка, источник его радости. Большинство детских игр связано с использованием разнообразных игрушек. Однако значение игрушки в воспитании детей значительно шире. Будучи обязательным спутником детства, предмет ...

Характеристика психофизического развития детей старшего дошкольного возраста
Жизнь ребенка начинается задолго до его появления на свет. В зависимости от условий внутриутробного развития организм новорожденного характеризуется широко варьированными физиологическими особенностями. Физиологический принцип классификации рождающихся детей не по массе и длине тела, а по признака ...

Особенность обучения устной речи по испанскому методу. Педро Понсе де Леон — автор метода обучения устной речи
Изучение первых, известных истории попыток научить глухого человека говорить возвращает нас в XVI век к деятельности испанского монаха Педро Понсе де Леона. В качестве домашнего учителя он занимался воспитанием глухих братьев констебля Кастилии с целью дать им элементарное образование. Когда ему у ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru