Виды взаимодействия в педагогическом процессе

Страница 2

Р. Нисбет среди основных типов кооперации выделял: 1) автоматическую кооперацию, существующую на инстинктивно-биологическом уровне, связанную со стайной организацией, борьбой за выживание и обеспечение безопасности потомства, сексуальным поведением и т.п.; 2) традициональную кооперацию, направляемую традициями поколений, ритуалами, исторически сложившимися социальными нормами; 3) спонтанную кооперацию, базирующуюся на отношениях дружелюбия, симпатии, любви и определяемую ситуативными условиями (кооперация в игровых, приятельских, семейных группах); 4) директивную кооперацию, характерную для военных организаций, некоторых форм предпринимательства и др., где определяющим условием существования группы является отсутствие добровольности участия; 5) контрактные формы кооперации, где индивидуальные интересы участников объединяются на основе формальных или неформальных соглашений между ними.

Включение в кооперативное взаимодействие стимулирует развитие аттракции между членами группы, способствует оказанию взаимопомощи, усиливает взаимозависимость участников. Однако, поскольку кооперация является лишь формой взаимодействия, основное психологическое содержание отношений участников определяется характером деятельности, в рамках которой развивается кооперация. Сотрудничество в обучении стремление и умение педагога и учащихся работать совместно, помогая и поддерживая друг друга. Учебное сотрудничество гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленная взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности. В основе стратегии учебного сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов учащихся.

Проблема учебного сотрудничества (коллективных, кооперативных, групповых форм работы) активно и всесторонне разрабатывается в последние десятилетия в отечественной педагогике и за рубежом. В настоящее время в отечественной педагогической психологии чаще используется термин «учебное сотрудничество», обозначающий многостороннее взаимодействие в учебной группе и взаимодействие учителя с группой. Учебное сотрудничество как совместная деятельность, как организационная система активности взаимодействующих субъектов характеризуется: 1) пространственным и временным соприсутствием; 2) единством цели; 3) организацией и управлением деятельностью; 4) разделением функций, действий, операций; 5) наличием межличностных отношений.

Мы рассмотрели три самых распространенных типа взаимодействия: конфликт, конкуренцию и кооперацию. В следующей главе мы обратимся к более подробному изучению такого типа взаимодействия как сотрудничество.

Страницы: 1 2 


Прочие статьи:

Стритбол шагает по планете
Стритбол – это выращенный из баскетбола отдельный вид спорта, а не просто уличный баскетбол, как было раньше. Креативность и шоу сочетаются с некоторыми баскетбольными правилами, переплетаясь с уличной культурой и хип-хопом. Самыми яркими и известными представителями стритбола является команда по ...

Понятия «социализация». Перечислите агентов социализации
Социализация (от лат. socialis — общественный), процесс усвоения человеческим индивидом определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Агенты социализации по Г. Барри: опекуны, осуществляющих уход за ребенком, удовлетворяющ ...

Необходимость формирования культурно-гигиенических навыков у дошкольника
Личная гигиена дошкольника заключается в основном в поддержании чистоты кожных и волосяных покровов, гигиене полости рта, соблюдении чистоты и аккуратности в одежде, в поддержании чистоты постели, порядка на рабочем месте, в шкафу с игрушками. Нужно приучить дошкольников лицо, шею, уши мыть каждый ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru