Групповая работа и работа в парах становится все более популярной в сфере обучения иностранному языку, так как имеет множество достоинств перед фронтальной работой.
Групповая работа не является идеальной формой организации учебной работы. Групповая работа несет в себе ряд недостатков. Среди них наиболее существенными являются трудности комплектования групп и организации работы в них. Учащиеся не всегда в состоянии самостоятельно разобраться в сложном учебном материале, в результате слабые ученики усваивают материал, а сильные нуждаются в более трудных, оригинальных заданиях и задачах.
Работа в малых группах имеет следующие недостатки, которые можно классифицировать следующим образом:
1.Организационные трудности:
слишком многочисленный класс - боязнь хаоса;
непригодная классная комната (слишком маленькая, невозможность передвигать стулья);
высокий уровень шума (мешает занятиям в соседних классах, может создавать дисциплинарные проблемы);
длительный период организации (целый урок может быть затрачен на организацию и проведение одного вида деятельности, времени на уроке может оказаться недостаточным);
отсутствие соответствующих пособий и заданий в материалах по курсу (преподаватель перегружен или не умеет создавать собственные материалы);
в случае наличия вспомогательных средств и пособий (раздаточный материал, карточки-шпаргалки и так далее), используемых несколькими классами, они теряются и возникают задержки в работе;
невозможность контролировать все пары, группы и, как следствие, невозможность исправления ошибок.
2. Некоторые трудности учащегося:
обучаемые не приучены взаимодействовать друг с другом при выполнении задания, если они привыкли к работе под руководством учителя;
обучаемые считают бесполезным выполнять задания, что они неэффективны, и коммуникация прерывается, и они возвращаются в основном к индивидуальному выполнению;
некоторые учащиеся застенчивы или сильно волнуются, выступая перед аудиторией;
учащиеся не очень уверены, что конкретно они должны делать;
некоторые обучаемые используют эту ситуацию для срыва коммуникативной деятельности;
некоторые обучаемые справляются с заданиями раньше других и начинают скучать и мешать остальным;
в трудных классах учащиеся могут поступать нечестно и использовать свой родной язык.
Но, не смотря на все трудности, работа в малых группах имеет ряд неоспоримых достоинств, таких как:
сотрудничество и общение между несколькими учениками одновременно (причем работа между учениками распределяется более равномерно);
работа в малых группах привлекательна из-за того минимального количества времени, которое требуется на распределение студентов на пары и начало работы над заданием;
работа в малых группах обеспечивает большую независимость учеников (так как ученики работают друг с другом без постоянного контроля учителя, они учатся принимать решения, использовать язык для выполнения задания);
решения принимаются обоюдные, и ответственность лежит на всех членах группы;
учащиеся сплачиваются между собой, приучаются действовать согласованно, и сглажено, испытывая чувство коллективной ответственности за результаты совместной деятельности;
работа в малых группах делает явными усилия и способности каждого, что является важным стимулом здорового творческого соревнования;
результаты совместной работы в группах всегда значительно выше по сравнению с выполнением того же задания каждым учащимся индивидуально;
при групповой форме работы учащихся на уроке в значительной степени возрастает и индивидуальная помощь каждому ученику со стороны учеников - консультантов, как из их группы, так и из других групп;
способность учителя одновременно работать с отдельными учениками индивидуально. В то время как группы А и В работают, учитель может уделить больше внимания группе С, нуждающейся в дополнительной помощи и разъяснениях.
Групповая работа на уроке наиболее применима при проведении практических работ, лабораторных и работ-практикумов, а так же при отработке навыков разговорной речи на уроках иностранного языка. В ходе такой работы максимально используются коллективные обсуждения результатов. Взаимные консультации. И все это сопровождается интенсивной самостоятельной работой. Организация групповой работы предполагает, что все члены группы активно участвуют в работе, а слабые не прячутся за спины более сильных, а сильные, в свою очередь, не подавляют инициативу более слабых и их самостоятельность. Правильно организованная групповая работа представляет собой вид коллективной деятельности, она успешно может протекать при четком распределении работы между всеми членами группы, взаимной проверке результатов работы каждого, постоянной поддержке учителя, его оперативной помощи.
Прочие статьи:
Особенности уроков математики по системе Л.В. Занкова
Остановимся в данной статье на особенностях учебника математики И.И. Аргинской, который как показала наша практика, вызывает определенные затруднения у учителей.
Главными задачами изучения математики в системе являются:
- достижение оптимального результата в общем развитии каждого школьника, его ...
Принципы обучения иностранному языку
Термин "принцип" происходит от латинского слова рrincipium — "основа", "первоначало". Отсюда принцип обучения — это первооснова, закономерность, согласно которой должна функционировать и развиваться система обучения предмету. В отечественной теории обучения особо подч ...
Гуманизация воспитания
К принципу опоры на положительное тесно примыкает, почти сливаясь с ним, еще один важный принцип - гуманизации. Он требует:1) гуманного отношения к личности воспитанника;2) уважения его прав и свобод;3) предъявления воспитаннику посильных и разумно сформулированных требований;4) уважения к позиции ...