Развитие словообразования в онтогенезе

Страница 2

А.Н. Гвоздевым раскрыта следующая закономерность. В усвоении грамматического строя наблюдается определенная последовательность: сначала усваивается все наиболее типичное, рядовое, все продуктивные формы в области словообразования и словоизменения (падежные окончания имен существительных, формы изменения глаголов по лицам, временам).

Все единичное, исключительное, нарушающее нормы этой системы, нередко подвергается вытеснению в речи ребенка. Постепенно путем подражания речи окружающих образцы перенимаются в целом виде. Единичные, стоящие особняком слова усваиваются уже в школьном возрасте.

А.Н. Гвоздев наметил основные периоды в формировании грамматического строя русского языка.

Первый период – период предложений, состоящих из аморфных слов-корней, которые употребляются в одном неизменном виде во всех случаях, когда они используются (от 1 г. 3 мес. до 1 г. 10 мес.).

Второй период – период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения (от 1 г. 10 мес. до 3 лет).

Третий период – период усвоения морфологической системы русского языка, характеризующийся усвоением типов склонений и спряжений (от 3 до 7 лет). В этот период все в большей мере усваиваются все единичные, стоящие особняком формы. Раньше усваивается система окончаний, позже – система чередований в основах.

За последние десятилетия в русском словообразовании активизировался морфолого-синтаксический способ. Дошкольники пользуются в основном морфологическим способом. В психологической и психолингвистической литературе словообразование связывается с детским словотворчеством. Словотворчество свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя. Словотворчество по аналогии является показателем свободного пользования морфологическими элементами языка. Детское словотворчество – наиболее яркое проявление процесса формирования правил, обобщений.

О.С. Ушакова выделила три основных принципа образования детьми новых слов;

часть какого-нибудь слова («осколки слов») используется как целое слово: «прыг» – прыжок;

к корню одного слова прибавляется окончание другого: пурга – «пургинки» (снежинки), помощь – «помогание», страшные – «страшность»;

одно слово составляется из двух («синтетические слова»): «ворунишки» – вор и врунишка, «бананас» – банан и ананас.

На основе проведенного исследования А.Г. Тамбовцева (Арушанова) приходит к выводу, что усвоение способов словообразования происходит поэтапно. Начальные стадии характеризуются накоплением первичного словаря мотивированной лексики и предпосылок словообразования в виде ориентировки на существенные для номинации предметы и языковые отношения. Наиболее интенсивно овладение словообразованием происходит в возрасте от 3 лет 6 мес. – 4 лет до 5 лет 6 мес. – 6 лет. В этот период формируются словопроизводство, обобщенные представления о нормах и правилах словообразования.

Анализ многочисленных литературных источников свидетельствует о достаточно раннем начале постижения навыков словообразования - около 2 -2,5 лет (А.Н. Гвоздев, А.В. Запорожец, М.М. Кольцова, К.И. Чуковский, Д.Б. Эльконин и др.). В дальнейшем овладение словообразованием родного языка растягивается на весь дошкольный возраст и подразделяется на три этапа:

первый (2,6 - 4 года) - накопление первичного словаря мотивированной лексики;

второй (3,6 - 5,6 лет) - активное освоение словопроизводства;

третий (после 5,6 лет) - усвоение норм и правил словообразования (по данным А.Г. Тамбовцевой ).

Установлено, что интенсивность словообразования и словотворчества в дошкольном периоде различна. Так, в средней возрастной группе фиксируется резкий всплеск словотворчества, продолжающийся вплоть до 6 - 6,5 лет. Это явление, получившее название «номинационного взрыва», вызывается резким скачком в употреблении словообразовательных единиц, в том числе большого количества специфических речевых образований -детских неологизмов.

Таким образом, развитие словообразования в онтогенезе тесно связано с развитием познавательной деятельности ребенка. Пик овладения словообразованием приходится на дошкольный возраст. При формировании словообразования осуществляются сложные процессы анализа предметов, признаков, действий окружающей действительности, соотнесения их с единицами и элементами языка, вычленение значимых компонентов слова (морфем), соотнесение определённого значения морфемы с её звучанием, семантический и звуковой синтез морфем в структуре производного слова, обобщение и закрепление связи значения и звучания морфемы и формирование словообразовательной модели-типа. Важным этапом формирования системы словообразования по мнению многих авторов (А.Г. Тамбовцевой, Т.Н. Ушаковой , С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнаровича и др.) является период детского словотворчества, проявляющийся в словообразовательных неологизмах, отражающих закономерности овладения языком.

Страницы: 1 2 


Прочие статьи:

Мировая политика и международные отношения
Мировая политика и международные отношения как объект изучения. Субъекты международных отношений. Основные концепции международных отношений. Принципы современных международных отношений. Цели, формы и средства внешнеполитической деятельности. Участие в международных отношениях субъектов федератив ...

Основные формы и модели профориентации: история и современность
В настоящее время в профориентации можно выделить четыре группы методов: 1) информационно-справочные, просветительские; 2) профессиональной психодиагностики; 3) моральной помощи в конкретном выборе и принятии решения. К первой группе относятся, во-первых, профессиограммы, или краткие описания про ...

Учение как познавательная деятельность
Учение как вид познавательной деятельности направлен на усвоение и присвоение общественно-исторического опыта человечества. Основным средством учения является учебная деятельность. По мнению философа Э. Г. Юдина, учебная деятельность включает в себя: цель, средство, результат и сам процесс деятель ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru