Игровые образы ребенок создает творчески, сознательно. Он не просто воспроизводит жизнь, слепо копирует ее. В изображение тех или иных ситуаций, героев дети вносят много элементов творчества, свободно комбинируя впечатления жизни с содержанием сказок, рассказов, добавляя свою выдумку, что свидетельствует об активности воображения. Увлекательная, сложная по содержанию игра, удовлетворяя стремление ребенка участвовать в событиях, переживаемых страной, доставляет ему радость.
Руководя подобными играми, воспитатель не должен спешить с подсказкой детям решения тех или иных возникающих перед ними задач. Наблюдая игры, надо установить, на что следует обратить внимание детей во время занятий (особенно на занятиях по ознакомлению с различными явлениями окружающей жизни, с растительным и животным миром). Педагог должен стремиться к тому, чтобы направить внимание воспитанников на существенные стороны того или иного общественного явления, помочь понять простейшие связи и зависимости между ними. Необходимо также продумать методы и приемы, способствующие дальнейшему развитию той или иной игры (подбор картинок, настольно-печатных игр; поручения детям: посмотреть передачи по телевидению), наметить ряд занятий по изготовлению игрушек-самоделок, конструированию из строительного материала, предоставить детям в свободное пользование пластилин, глину, ножницы, клей, картон.
Обязательным условием для длительной сюжетно-ролевой творческой игры является наличие у детей умения играть большими группами, дружно советоваться и помогать друг другу, сообща добиваться поставленной цели.
Необходимо также, чтобы дети любили играть, чтобы у них были сформированы умения намечать тему, подбирать средства для отображения и развития замысла, распределять роли с учетом возможностей и желаний каждого участника игры, устанавливать правила и четко выполнять их.
Для руководства длительными творческими играми в качестве основных приёмов могут быть использованы экскурсии (первичная, повторная, завершающая). К основным приёмам руководства длительной творческой игрой можно также отнести беседы, рассказы, разговоры с детьми с привлечением иллюстративного материала при ознакомлении с событиями современной жизни. Активное участие детей в распределении ролей способствует воспитанию коллективистских чувств. Дети учатся считаться с мнением товарищей, учитывать и возможности, и желания друг друга.
Роль воспитателя в длительной творческой игре неоднозначна. На первых порах педагог может взять на себя ведущую, руководящую роль, если у детей недостаточно развиты организаторские умения, отсутствует надлежащий опыт. Вместе с тем руководство со стороны педагога должно быть осторожным, чтобы не подавлять инициативу и творчество детей, а всячески способствовать их развитию. Педагог является старшим другом детей, партнером по игре, исподволь помогая им применять знания, полученные на занятиях, при выполнении индивидуальных заданий и поручений, побуждая к взаимопониманию, чуткости, справедливости, взаимопомощи.
На последующих этапах используются советы, напоминания, предложения, целенаправленный подбор игрового материала, задания направленные на развитие содержания игры, формирование у детей познавательных интересов, организационных навыков. В течение года можно провести около 6 длительных творческих игр с установкой на последовательное совершенствование у детей навыков самоорганизации.
Развитию длительной игры, воспитанию у детей умственной активности, нравственных чувств и навыков самоорганизации способствуют следующие методы и приемы: беседы перед началом игры о её ходе, подведение итогов игры и совместное с детьми планирование дальнейшего ее развития; напоминания, советы, указания, поручения, задания. Педагог приучает воспитанников к самостоятельному употреблению в играх строительного материала и конструкторов, изготовлению игрушек-самоделок, использованию навыков рисования, лепки, танца, пения.
Раскрыть игровой образ ребенку помогают индивидуальные беседы, рассматривание картин, иллюстраций, фотографий, чтение отрывков из произведений художественной литературы.
С детьми старшего возраста проводятся игры с природными материалами. Воспитатель путем показа фотографий, картинок, напоминаний, советов направляет дошкольников на самостоятельные действия с песком, на то, чтобы при сооружении построек они проявляли инициативу, выдумку, изобретательность. Можно предложить детям соорудить постройки на тему «На чем люди ездят». Одна группка детей сооружает аэродром, другая — железнодорожный вокзал, третья — речной порт, а если дать им песок в сочетании с глиной, то маленькие строители могут сделать судоходную речку, прорыть каналы, установить шлюзы и т. д.
Прочие статьи:
Диагностика выявления умений учащихся в области владения информационных и
коммуникационных технологий
В первой главе нами были раскрыты теоретические обоснования проблемы. Во второй главе мы предлагаем рассмотреть возможность использования информационных технологий при организации проектной деятельности на уроках естествознания в начальной школе.
Главная цель нашей работы заключалась в выявлении ...
Опора на учебник при разработке системы приёмов изучения материалов
на уроке
В предыдущей главе была рассмотрена возможность подготовительной работы к уроку на основе учебника истории. Именно от этой подготовительной работы зависит урок, как главное звено в обучении учащихся. На уроке реализовывается педагогический замысел. Автор работы полностью согласен с авторами тех ра ...
Структуры, этапы и типы уроков
урок педагогический учебник занятие
Чем тщательнее будут определены учителем учебно-воспитательные задачи, тем конкретнее и стройнее будет логическая структура урока, его эффективность. Структура урока - это его внутреннее строение, состав, определенная последовательность этапов урока и взаимосвя ...