Каждому человеку необходимо уметь самостоятельно приобретать знания, овладевать умениями, применять их в жизни. Выполнение домашнего задания и есть, по сути, индивидуальная самообразовательная работа. Очень важно, чтобы каждый ученик имел такую практику учебного труда, когда он сам должен преодолевать возникшие трудности перед ним и сам ее организовать. Учащиеся должны вырабатывать привычку систематически выполнять домашнюю работу. Каждый урок подготавливается и продолжается самостоятельной работой учащихся при выполнении домашнего задания. На уроке формируются правильные представления и понятия, а глубина и прочность знаний и умений их применять на практике зависят в основном от самостоятельной работы, как на уроке, так и дома.
Подготовка к домашнему заданию учащимися - завершающий этап работы, которую он выполнял на уроке под руководством учителя. Правильное и эффективное выполнение домашнего задания во многом зависит от методов, которыми пользуются учащиеся. Задачей учителя в этом случае является повседневное руководство самостоятельной работой учащихся, давая указания, что, как и в какой последовательности надо выполнить дома.
Прежде чем задать на дом то или иное задание, учитель должен убедиться, что учащийся способен правильно организовать свою самостоятельную работу, только в этом случае выполнение предложенной работы может принести положительные результате.
Вся работа по выполнению домашнего задания учащихся должна выполняться в несколько приемов, чтобы обеспечить регулярные самостоятельные систематические занятия.
Домашнее задание должно быть тщательно продумано и запланировано учителем. Домашнее задание должно быть связано с содержанием урока, которое предшествует этому заданию, а не носить случайный характер. При подборе и составлении домашнего задания учитель должен учитывать также и последующую работу учащихся, переходя от более легких и простых заданий к более трудным и сложным.
Одним из главных требований, предъявляемых к домашнему заданию, является его логичность. Домашние задания должны быть разнообразны по форме. Следует избегать перегрузки домашнего задания. Домашнее задание должно быть целенаправленным, носить конкретный характер, то есть содержать указания на способ его выполнения. Выполнение домашнего задания должно быть обеспечено наличием у учащихся учебной и справочной литературы, необходимых наглядных пособий. Огромную роль в выполнении различных видов самостоятельной работы играет время, отводимое на их выполнение. Поэтому следует отметить, что при организации самостоятельной работы учащихся необходимо определить количество времени, требуемое на подготовку домашнего задания, установить качественный контроль и руководство самостоятельной работы учащихся, индивидуализировать самостоятельную работу.
Главная задача учителя обеспечить выполнение домашнего задания, для этого необходимо:
обеспечить учеников на уроках правильным, рациональным приемам самостоятельной работы;
следить, чтобы у учащихся не было перегрузки, вызванной этими заданиями, использовать время, на уроках с максимальной продуктивностью;
предлагать такие задания, чтобы учащиеся видели в них смысл; они относятся к заданиям с интересом и ответственностью, если им ясно, что каждое задание является естественным продолжением, а в некоторых случаях - завершением работы, начатой на предыдущем уроке. Созданию такого же отношения учащихся к домашнему заданию способствует использование учителем материала домашней работы на последующем уроке.
Для того чтобы обеспечить успешное выполнение домашнего задания учитель в классе должен создать обстановку, удобную для организации самостоятельной работы учащихся. Все пособия должны находиться в определенных местах, куда их надо возвращать после использования. Необходимо иметь справочную литературу, библиотеку из книг, которые потребуются в текущей работе на определенный период, разнообразный дидактический материал.
Прочие статьи:
Семантические нарушения у дошкольников с общим
недоразвитием речи
Под общим недоразвитием речи (ОНР) понимают нарушенное формирование всех компонентов речевой системы в их единстве (звуковой структуры, фонематических процессов, лексики, грамматического строя, смысловой стороны речи) у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. При ОНР наблюдаютс ...
Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию творческого
воображения при чтении сказок
Одним из наиболее успешных способов развития творческого воображения является сочинение сказок.
В основном дети были заинтересованы в сочинении сказок. Но не сразу удалось пробудить в них это желание. По началу им просто предложили самим самостоятельно сочинить любую сказку и тем самым устроить к ...
Динамика мотивов при усвоении нравственных норм
Вначале ребенок совершает нравственные поступки ради одобрения взрослых. Само поведение еще не вызывает положительных переживаний. Но постепенно нравственный поступок сам по себе начинает радовать ребенка. В этом случае требования взрослых, усвоенные ребенком правила и нормы начинают выступать в ...