10) становление новой иллюстративной метасистемы, основанной на принципах подлинности, документальности, содержательности, этической и эстетической ценности наглядного источника;
11) систему вопросов и заданий, пронизывающих практически все текстовые и внетекстовые компоненты учебника, организующих работу школьников с учебной исторической информацией на всех уровнях познавательной деятельности и, в конечном итоге, ориентированных на формирование личностного отношения к прошлому;
12) сложный состав аппарата ориентировки, благодаря которому учебник истории становится полифункциональным учебным пособием, а его структура «прозрачной» и удобной в работе над познавательными заданиями учащихся в классе и дома.
Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей - М., 1997; они же. История для завтрашнего дня (реформа школьного исторического образования в России). - М., 1999.
Структура школьного учебника истории
Текстовой компонент | ||
Основной текст |
Дополнительный текст |
Пояснительный текст |
1. Вводный 2. Информационный (учебный): а) описательный б) повествовательный в) объяснительный г) проблемный 3. Заключительный |
1. Документы 2. Научно-популярные тексты 3. Фрагменты из художественных произведений |
1. Постраничный словарь 2. Пояснения в скобках внутри основного текста 3. Подписи к иллюстрациям 4. Сведения о представленных в учебнике документах и их авторах |
Внетекстовой компонент | ||
Иллюстрации |
Методический аппарат |
Аппарат ориентировки |
1. Изобразительные: учебные рисунки репродукции произведений искусства документальные изображения (фотографии, карикатуры, плакаты и т.д.) 2. Условно-графические: карты, картосхемы, планы схемы, чертежи линии времени |
1. Вопросы и задания: репродуктивные преобразующие творческие образные проблемные поисково-презентационные 2. Текстовые таблицы: хронологические синхронистические сравнительно- обобщающие конкретизирующие иллюстрированные комплексы 3. Опорные схемы, кластеры, фишбоуны 4. Памятки-алгоритмы, инструкции к заданиям 5. Тесты самоконтроля |
1. Оглавление 2. Рубрикации и тематические символы 3. Сигналы-символы 4. Выделения в тексту курсивом и жирным шрифтом 5. Словари, указатели, справочники: понятий дат имен меры веса, объема, длины денежных значений 6. Колонтитулы 7. Шмуцтитулы 8. Список рекомендуемой литературы 9. Интернет-ресурсы |
Прочие статьи:
Содержание культурно-гигиенических навыков у
дошкольника, сформированных в условиях семьи
Порой родители жалуются, что малыш сопротивляется попыткам взрослых содержать его в чистоте. О том, чтобы он сам привыкал выполнять гигиенические процедуры, речь здесь и не идет. Но с чего бы это малышу не нравилось умываться и купаться? Скорее всего, ему не раз причиняли неприятные ощущения, а то ...
Понятие процессов социализации и воспитания
Формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.
Под воспитанием понимается целенаправленное развитие каждого растущего человека как неповторимой человеческой индивидуальности, обеспечивание роста и совершенствования нравственных и творческих сил этого челове ...
Механизмы заикания
Проблема заикания, несмотря на многовековую историю ее изучения, до настоящего времени продолжает оставаться одной из наиболее сложных и недостаточно разработанных. Характерны самые разнообразные подходы к его изучению и самые различные попытки объяснения его механизмов, не раскрывающих до конца в ...