Структура школьного учебника

Страница 5

10) становление новой иллюстративной метасистемы, основанной на принципах подлинности, документальности, содержательности, этической и эстетической ценности наглядного источника;

11) систему вопросов и заданий, пронизывающих практически все текстовые и внетекстовые компоненты учебника, организующих работу школьников с учебной исторической информацией на всех уровнях познавательной деятельности и, в конечном итоге, ориентированных на формирование личностного отношения к прошлому;

12) сложный состав аппарата ориентировки, благодаря которому учебник истории становится полифункциональным учебным пособием, а его структура «прозрачной» и удобной в работе над познавательными заданиями учащихся в классе и дома.

Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Историческое образование в современной России: Справочно-методическое пособие для учителей - М., 1997; они же. История для завтрашнего дня (реформа школьного исторического образования в России). - М., 1999.

Структура школьного учебника истории

Текстовой компонент

Основной текст

Дополнительный текст

Пояснительный текст

1. Вводный

2. Информационный (учебный):

а) описательный

б) повествовательный

в) объяснительный

г) проблемный

3. Заключительный

1. Документы

2. Научно-популярные тексты

3. Фрагменты из художественных произведений

1. Постраничный словарь

2. Пояснения в скобках внутри основного текста

3. Подписи к иллюстрациям

4. Сведения о представленных в учебнике документах и их авторах

Внетекстовой компонент

Иллюстрации

Методический аппарат

Аппарат ориентировки

1. Изобразительные:

учебные рисунки

репродукции произведений искусства

документальные изображения (фотографии, карикатуры, плакаты и т.д.)

2. Условно-графические:

карты, картосхемы, планы

схемы, чертежи

линии времени

1. Вопросы и задания:

репродуктивные

преобразующие

творческие образные

проблемные

поисково-презентационные

2. Текстовые таблицы:

хронологические

синхронистические

сравнительно- обобщающие

конкретизирующие

иллюстрированные комплексы

3. Опорные схемы, кластеры, фишбоуны

4. Памятки-алгоритмы, инструкции к заданиям

5. Тесты самоконтроля

1. Оглавление

2. Рубрикации и тематические символы

3. Сигналы-символы

4. Выделения в тексту курсивом и жирным шрифтом

5. Словари, указатели, справочники:

понятий

дат

имен

меры веса, объема, длины

денежных значений

6. Колонтитулы

7. Шмуцтитулы

8. Список рекомендуемой литературы

9. Интернет-ресурсы

Страницы: 1 2 3 4 5 


Прочие статьи:

Возрастная периодизация и возрастные особенности средних школьников
Для правильного управления процессами развития педагоги уже в далеком прошлом делали попытки классифицировать периоды человеческой жизни, знание которых несет важную информацию для посвященных. Есть целый ряд разработок периодизации развития . Я.А. Коменский был первым, кто настаивал на строгом у ...

Категория детей, с которыми работает социальный педагог в МЦ « Диалог»
Одним из самых важных и в тоже время наиболее сложных направлений профессиональной деятельности социального педагога в МЦ « Диалог» является социально-педагогическая работа с детьми, которую так или иначе всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют ее по-разному: трудные, трудновоспит ...

Формирование представления о цвете как выразительном средстве
Проблема формирования представления о цвете как выразительном средстве у студентов профессионального образования, во взаимосвязи личностных данных и собственного творчества, отличающегося новизной и оригинальностью, до сих пор недостаточно разработана. Требуется создание особых педагогических усло ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru