Во второй части обобщающих заданий представлены фрагменты документов, рассыпанных по страницам учебника. Собранные вместе в своих самых ярких эпизодах, они создают удивительно живой и многоликий образ времени. И первые, и вторые задания могут служить материалами для самопроверки в домашних условиях и для проведения исторических викторин на обобщающих уроках.
Рубрика «Эпоха в поговорках, песнях, плакатах и анекдотах» восполняет неизбежный в учебниках лимит наглядного и бытового материала, усиливает неповторимый колорит исторического времени, расширяет представления учеников о национальном культурном наследии. Восстанавливая названия песен, плакатов, кинофильмов, ребята обязательно обратятся к взрослым, хранящим в памяти эти атрибуты своего детства и молодости. Таким образом протянется еще одна нить, связывающая поколения «отцов и детей».
Наконец, большое значение на обобщающих уроках мы придаем дискуссиям по актуальным проблемам отечественной истории XX в. Именно здесь, в рассуждениях об альтернативах исторического развития страны, о нравственных аспектах деятельности российских политиков, о личной сопричастности к прошлому и будущему России и т. п., можно судить о результативности обучения истории: об образованности, гражданственности, нравственности, достоинстве молодых россиян.
Прогнозируя перспективы развития жанра учебно-методической литературы, несколько лет назад мы писали, что «информационная избыточность текста, содержательность документов и иллюстраций, многоуровневость познавательных заданий и, главное, появившаяся у детей и педагогов возможность изучать прошлое по вариативным учебникам, сравнивать разные научные подходы, высказывать свои суждения, конструировать учебный материал в собственной логике, — все это превратило пособия с жесткими методическими установками на каждую тему, детализированными поурочными рекомендациями и чеканными формулировками вопросов и выводов в неинтересные и бесперспективные». Действительно, в первой половине 90-х гг. после написания учебника его авторы энергично приступали к работе над «Рабочей тетрадью», новым для российской школы видом учебно-методических пособий, активизирующих познавательную деятельность учащихся. В конце же десятилетия возвращается старая традиция: все больше авторских коллективов вслед за учебником готовят книгу для учителя с поурочными рекомендациями и дополнительными материалами.
В «Методические рекомендации к учебнику „История Отечества. XX век“» включены материалы, которые помогут учителю планировать преподавание курса отечественной истории в 9 классе, практиковать разнообразные формы учебных занятий, осуществлять систематический контроль за качеством обучения, использовать всевозможные виды познавательных заданий и т. д.
Поскольку многие аспекты школьного преподавания истории поднимаются впервые или освещаются под новым углом зрения, необходимо предварить их краткой характеристикой разделов данного методического пособия.
Примерное блочно-тематическое планирование курса отечественной истории XX в. разработано в четком соответствии с Временными требованиями к обязательному минимуму содержания основного общего образования (история) (Преподавание истории в школе. — 1998. — № 7) и программой по отечественной истории для 9 класса (Программы общеобразовательных учреждений. История. — М.: Просвещение, 1997). Данный принцип отражен в трех первых графах планирования и наглядно показывает соотношение нормативных и авторских методических материалов курса, позволяя учителю выделять ядро исторических знаний и варьировать объем учебного материала в зависимости от конкретных обстоятельств.
В основу планирования положен блочно-тематический принцип. Выделение в качестве основной структурной единицы учебного процесса не урока, а комплекса учебных занятий (тематического блока), объединенных общей темой и целевой установкой, позволило:
● на практике реализовать законы психологии усвоения информации; сознательно организовать учебное время для «погружения» в новую тему, затем — для углубления и конкретизации исторических знаний и развития познавательных умений и, наконец, для их систематизации и обобщения;
Прочие статьи:
Феномен детской игры
Игра относится к числу явлений, которые сопровождают человека на протяжении всей его жизни. Будучи многомерным и сложным феноменом, игра постоянно приковывает к себе внимание исследователей.
Эльконин Д.Б. отмечает в одной из статей, что игра имеет значение не только для тех процессов, которые в н ...
Сравнительный анализ результатов формирующего эксперимента
Для изучения результатов обучающего эксперимента использовались те же задания, что и в констатирующем эксперименте.
Эффективность проведенной нами коррекционно-логопедической работы при исследовании результатов речевых особенностей детей с заиканием мы оценивали по следующей шкале:
- полное вызд ...
Система работы над учебным проектом с использованием информационных и
коммуникационных технологий
Метод проектов – это один из видов педагогических технологий. Как и любой другой метод, он может быть реализован с помощью различных средств обучения, в том числе и с использованием новых информационных технологий. Это могут быть современные средства: компьютерные телекоммуникации, электронные баз ...