Несомненно, что органическое включение в анализ драматических произведений ролевых игр будет способствовать развитию творческого мышления.
В рамках первого семинарского занятия также необходимо рассмотреть историю создания драмы, соотнести с историко-культурным фоном, вычленить события, основные конфликтные факты (произвести анализ вслед за автором), проинтерпретировать основные образы, характеры (обсудить обстоятельства, внутренние мотивы действий героев), учитывая детали, быт (своеобразный проблемно-тематический анализ).
Второе семинарское занятие необходимо посвятить обсуждению основной идеи пьесы, художественно-выразительных средств (тема занятия - «Театр Островского»). Необходимо остановиться на индивидуальной интерпретации образов пьесы студентами и предложить им по-своему продумать финал. Эти семинарские занятия позволять студентам проникнуть в проблематику драмы, глубже уяснить основной конфликт, а тем самым, ярче проинтерпретировать.
Один из видов деятельности, в которой отражается «ролевое самочувствие» читателя – инсценирование литературных произведений. Литературоведческая наука признаёт инсценировки особым литературным жанром. Инсценировки – пьесы представляют собой самостоятельные драматические произведения, составленные из диалогов, сопровождающиеся ремарками.
Сценическая трансформация литературного текста – творческий процесс освоения произведения одного вида искусства другим. Он требует глубокого знания природы и свойств литературы, тщательного, тонкого анализа литературной основы будущей инсценировки, понимания не только логики действия, но и пафоса, идеи, авторской позиции, выраженной в произведении. Неудачи инсценирования связаны именно с неверным прочтением художественного текста, с искажением авторской мысли.
Творческие ассоциации, художественное интерпретаторство – явления, обоснованные природой художественного восприятия, законами воздействия на личность. «Внутренняя мысль, особенно когда эта мысль творческая, охотно использует другие системы знаков, более гибкие и менее стандартные, чем речь, и которые оставляют больше свободы, подвижности творческой мысли».
Одной из основных педагогических задач, стоящих перед преподавателем в вузе – создать эмпирическую основу понимания специфики литературы как вида искусства, заложить основы творческого мышления. Все эти задачи требуют глубокой многосторонней работы над образно-эмоциональным пластом произведений. Именно к нему и обращена, прежде всего, сценически-игровая деятельность.
Сценически-игровая деятельность нацелена на внутреннее, глубинное, интуитивное исследование психологии персонажа, познание внутреннего мира человека через собственные ощущения и действия. Она основана на самостоятельной творческой активности, поиске и даёт большие возможности в развитие интерпретационных способностей.
Активная работа воссоздающего воображения приводит читателя на новую ступеньку восприятия. «В этом случае деятельность воссоздающего воображения доплетается с деятельностью творческого мышления».
Зрительно-звуковые образы литературного спектакля обогащают опыт студентов и подталкивают их к собственному творчеству. Спектакль фиксирует в своих деталях оценку интерпретацию произведения.
Сценические-игровые приёмы можно классифицировать по ряду признаков, однако, основополагающими в рамках нашего исследования являются классификации по направленности на развитие специальных способностей: художественно-исполнительских (инсценировка, театр одного актёра), художественно-изобразительных (эскиз декораций, афиша, оформление спектакля), литературно-творческих (написание диалога, афиши, ремарок, инсценирование эпизодов, режиссёрский комментарий к спектаклю).
Прочие статьи:
Роль и значение исторического подхода в истории обучения устной речи глухих
школьников
Роль и значение исторического подхода Значение исторического подхода для понимания современных проблем со всей глубиной изложено в трудах выдающихся представителей теоретической педагогики.
Вильгельм Флитнер подчеркивал, что все интеллектуальное неизбежно становится историческим и без прошлого не ...
Комплекс упражнений для формирования экономической культуры
старшеклассников
Для формирования экономической культуры старшеклассников необходимо использовать не только тексты экономической направленности, но и упражнения, сопровождающие их. Нами был создан экономический блок уроков, который состоит из 5 уроков.
Ознакомление школьников с пословицами изучаемого языка являет ...
Методы исследования уровня сознательности и активности учащихся школы
В процессе исследования уровня сознательности и активности учащихся школы мною были использованы следующие методы:
- анализ научно-методической литературы;
- наблюдение;
- беседа;
- анкетирование.
Анализ научно-методической литературы
Исследование началось с составления списка научно-методич ...