План теоретического занятия №4
Тема: Цвет и гармоничные сочетания цветов.
Цель: познакомить учащихся с понятием гармония, ее закономерностями.
Задачи:
Образовательные - дать понятие гармония, цветовая гармония;
Определить признаки гармонии, познакомиться с классификацией гармонии; научиться приемам сочетания цвета с позиции декоративности.
Воспитательные - воспитание стремления к творчеству, культуре и искусству.
Развивающие - художественный вкус, этетическую направленность.
Тип занятия: лекция.
Оборудование: мультимедийные средства обучения.
Ход занятия.
Орг момент.
Изложения нового материала.
Итог занятия.
Материал лекции:
Цвет и гармоничные сочетания цветов
План:
1 Понятие цветовой гармонии
2 Основные способы цветовой гармонизации
3. Закономерности построения однотоновых гармоний
4. Группы родственных сочетаний
5 Гармония родственно-контрастных цветов
6. Гармония взаимодополнительных цветов
1 Понятие цветовой гармонии
Термин «гармония» происходит от греческого слова harmonia, что означает созвучие, согласие, противоположность хаосу и является философско-эстетической категорией, означающей «высокий уровень упорядоченного многообразия, оптимальное взаимосоответствие различного в составе целого, отвечающее эстетическим критериям совершенства, красоты». Т. е. гармония - это совокупность общего и различного, взятых в определенном соотношении.
В общем понятии «гармония» заключается представление о целостности и совершенной организации эстетического объекта, возникающего на основе качественного и количественного различия и борьбы составных элементов. Т.е. гармония - это совокупность общего и различного взятых в определенном соотношении. Философское и эстетическое значение слово «гармония» приобрело уже в учении древнегреческих мыслителей, которые закрепили и углубили комплекс смыслов данного термина (Гераклит, Эмпедокл, Платон и другие), разработали диалектическое понимание гармонии как сменяющих друг друга порядка и беспорядка, единства и борьбы противоположностей, составляющих художественное совершенство. Дальнейшее развитие, а также современное понимание гармонии связано в сложном взаимодействии с теорией гармонического воспитания, теорией искусства и искусствознания. Таким образом, понятие гармонии выходит далеко за пределы искусства и имеет широкое общекультурное значение.
Достижение гармонии всегда было предметом исканий, и значительное количество цветовых теорий дошло до наших дней.
Наиболее известна теория Пифагора, объясняющая взаимоотношения между музыкальной шкалой и положением планет между Землей и сферой звезд.
Система гармоний представляла из себя полукруг с изображениями планет и соответствующей каждой планете последовательностью цветов.
Если рассматривать только цвет, то можно сказать, что гармония цветов основывается на их единстве и изменениях, организованности и случайности, сбалансированности и неуравновешенности. Если между цветами имеются элементы общности, которые были рассмотрены выше, то цветовой строй может получить впечатление единства. Необходимо иметь в виду, что слишком большая общность неизбежно ведет к однообразию. Ощущение цветовой гармонии - это не только ощущение единства, оно рождается в динамической взаимосвязи общности цветовых элементов и их внутреннего изменения. Цветовая гармония - важнейшее средство художественной выразительности в живописи наряду с композицией, рисунком, перспективой, светотенью, фактурой и т.д.
Цветовая гармония, как писал А.С. Зайцев (Наука о цвете и живопись, 1986 г.), в большинстве случаев представляет собой приятное для глаз, красивое сочетание цветов, предполагающее определенную согласованность их между собой, порядок, соразмерность и пропорциональность. Он также отмечает, что основные характеристики цвета могут выступать между собой в различных связях, образуя разные по своему характеру гармоничные сочетания, и, предлагает основные вариации подобия: по цветовому тону, по светлоте, по насыщенности, по цветовому тону и светлоте, а также по светлоте и насыщенности.
Прочие статьи:
Родовое древо
Возникновение потребности ребёнка в общении с членами семьи - важнейшее условие его психического развития.
Появилась идея создания родового древа семьи каждого ребёнка. Можно спросить у детей, как их называют в семье, как они называют маму, бабушку, папу, дедушку, других членов семьи. Предложить ...
Изложение с предварительным анализом текста
В первом варианте обучающего эксперимента изложение проводилось с предварительным анализом текста. Для изложения были отобраны два повествовательных рассказа для 6 и 7 классов. Тексты даны в приложении, а их характеристика на страницах.
Рассмотрим несколько полно, правильно и последовательно пере ...
Психолого-педагогические особенности развития детей
Начало обучения шестилетних детей, и подготовка к нему связаны с необходимостью учета важных психологических закономерностей их развития. К ним можно отнести назревшие противоречия между возросшими интеллектуальными возможностями ребенка и специфически "дошкольными" способами их удовлетв ...