Организация занятий по курсу цветоведение

Страница 1

План теоретического занятия №4

Тема: Цвет и гармоничные сочетания цветов.

Цель: познакомить учащихся с понятием гармония, ее закономерностями.

Задачи:

Образовательные - дать понятие гармония, цветовая гармония;

Определить признаки гармонии, познакомиться с классификацией гармонии; научиться приемам сочетания цвета с позиции декоративности.

Воспитательные - воспитание стремления к творчеству, культуре и искусству.

Развивающие - художественный вкус, этетическую направленность.

Тип занятия: лекция.

Оборудование: мультимедийные средства обучения.

Ход занятия.

Орг момент.

Изложения нового материала.

Итог занятия.

Материал лекции:

Цвет и гармоничные сочетания цветов

План:

1 Понятие цветовой гармонии

2 Основные способы цветовой гармонизации

3. Закономерности построения однотоновых гармоний

4. Группы родственных сочетаний

5 Гармония родственно-контрастных цветов

6. Гармония взаимодополнительных цветов

1 Понятие цветовой гармонии

Термин «гармония» происходит от греческого слова harmonia, что означает созвучие, согласие, противоположность хаосу и является философско-эстетической категорией, означающей «высокий уровень упорядоченного многообразия, оптимальное взаимосоответствие различного в составе целого, отвечающее эстетическим критериям совершенства, красоты». Т. е. гармония - это совокупность общего и различного, взятых в определенном соотношении.

В общем понятии «гармония» заключается представление о целостности и совершенной организации эстетического объекта, возникающего на основе качественного и количественного различия и борьбы составных элементов. Т.е. гармония - это совокупность общего и различного взятых в определенном соотношении. Философское и эстетическое значение слово «гармония» приобрело уже в учении древнегреческих мыслителей, которые закрепили и углубили комплекс смыслов данного термина (Гераклит, Эмпедокл, Платон и другие), разработали диалектическое понимание гармонии как сменяющих друг друга порядка и беспорядка, единства и борьбы противоположностей, составляющих художественное совершенство. Дальнейшее развитие, а также современное понимание гармонии связано в сложном взаимодействии с теорией гармонического воспитания, теорией искусства и искусствознания. Таким образом, понятие гармонии выходит далеко за пределы искусства и имеет широкое общекультурное значение.

Достижение гармонии всегда было предметом исканий, и значительное количество цветовых теорий дошло до наших дней.

Наиболее известна теория Пифагора, объясняющая взаимоотношения между музыкальной шкалой и положением планет между Землей и сферой звезд.

Система гармоний представляла из себя полукруг с изображениями планет и соответствующей каждой планете последовательностью цветов.

Если рассматривать только цвет, то можно сказать, что гармония цветов основывается на их единстве и изменениях, организованности и случайности, сбалансированности и неуравновешенности. Если между цветами имеются элементы общности, которые были рассмотрены выше, то цветовой строй может получить впечатление единства. Необходимо иметь в виду, что слишком большая общность неизбежно ведет к однообразию. Ощущение цветовой гармонии - это не только ощущение единства, оно рождается в динамической взаимосвязи общности цветовых элементов и их внутреннего изменения. Цветовая гармония - важнейшее средство художественной выразительности в живописи наряду с композицией, рисунком, перспективой, светотенью, фактурой и т.д.

Цветовая гармония, как писал А.С. Зайцев (Наука о цвете и живопись, 1986 г.), в большинстве случаев представляет собой приятное для глаз, красивое сочетание цветов, предполагающее определенную согласованность их между собой, порядок, соразмерность и пропорциональность. Он также отмечает, что основные характеристики цвета могут выступать между собой в различных связях, образуя разные по своему характеру гармоничные сочетания, и, предлагает основные вариации подобия: по цветовому тону, по светлоте, по насыщенности, по цветовому тону и светлоте, а также по светлоте и насыщенности.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Особенности творческого мышления учащихся начальной ступени обучения
Мышление становится доминирующей функцией в младшем школьном возрасте. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций. Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от нагл ...

Сравнительный анализ педагогического воспитания двух авторов: Росс Кэмпбелл и Ш.А. Амонашвили
Я с огромным интересом прочла книгу "Как на самом деле любить детей". Автор американский психиатр Росс Кэмпбелл. В ней рассказывается о том, как родители должны в реальной каждодневной жизни удовлетворять эмоциональные потребности ребенка. Автор учит родителей передавать свою любовь к де ...

Исторический аспект изучения проблемы заикания
Проблема заикания занимает умы уже не одного поколения людей. Различное понимание его сущности обусловлено уровнем развития науки и позиций, с которых авторы подходили и подходят к изучению этого расстройства. Первоначально расстройство речи типа заикания называли баттаризмом, по имени царя Батта ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru