Таблица 8 - Количество использованных в изложениях предложений (в % к общему их числу, имеющемуся в оригинале текста)
Классы |
Простые |
Сложные | ||||||
Распространенные |
Нераспространенные |
Сложносочиненные |
Сложноподчиненные | |||||
Правиль-ные |
Ошибоч-ные |
Правиль- ные |
Ошибоч-ные |
Правиль-ные |
Ошибоч-ные |
Правиль-ные |
Ошибоч-ные | |
6 экс |
43 |
1 |
0 |
0 |
7 |
1 |
11 |
1 |
6 конт |
39 |
1 |
0 |
0 |
3 |
2 |
6 |
2 |
7 экс |
44 |
2 |
0 |
0 |
10 |
1 |
22 |
2 |
7 конт |
39 |
2 |
0 |
0 |
6 |
1 |
11 |
3 |
Проведенная работа позволяет сделать следующие выводы:
1. В специальной коррекционной школе при обучении написанию изложений используется в некоторой мере видоизмененная традиционная методика. Изменения заключаются в аналитической работе, направленной главным образом на то, чтобы помочь учащимся понять содержание текста. При этом основная задача формирования связной письменной речи реализуется недостаточно полно. Во всех классах применяется одинаковая методика проведения изложений. Предусматривается подбор текстов, отличающихся по степени сложности. Предварительная лексико-грамматическая работа не осуществляется.
2. Экспериментальная работа показала, что учащиеся специальной коррекционной школы затрудняются в точном, полном и последовательном изложении текстов, в правильном построении предложений. Эти затруднения у школьников разных возрастных групп не однородны.
Учащиеся 6 и 7 классов не справляются с написанием изложений больших по объему текстов, в которых имеются элементы описания, рассуждения, наличествуют сложные причинно-следственные отношения. Они могут самостоятельно передать содержание коротких текстов повествовательного характера с несложным сюжетом.
Ученикам 8 и 9 классов доступны для изложений рассказы относительно объемные и более сложные по содержанию, с пропущенными смысловыми звеньями, с большим количеством персонажей, находящихся между собой в различных взаимоотношениях.
3. Для повышения эффективности обучения написанию изложений необходимы:
· Проведение рассредоточенной во времени подготовительной лексико-синтаксической работы во всех классах, осуществляемой на уроках русского языка.
· Использование модифицированной традиционной методики проведения изложений с учетом некоторых психофизических особенностей умственно отсталых школьников.
· Предоставление учащимся при написании изложений различной меры самостоятельности в зависимости от ступени обучения.
Обучающий эксперимент показал, что учащиеся опытных классов, по сравнению с контрольными классами полнее, правильнее и последовательнее передавали содержание прослушанных текстов, больше использовали распространенных и сложных предложений. Словарный состав их изложений оказался более разнообразным и адекватным оригиналу, чем работы учащихся контрольных классов.
Прочие статьи:
Сущность экологического воспитания
Природа - это удивительный феномен, воспитательное воздействие которого на духовный мир человека, и, прежде всего ребенка - дошкольника, трудно переоценить. Проблема экологического воспитания и образования - одна из самых актуальных на сегодняшний день. Уже с дошкольного возраста необходимо заклад ...
Организация учебного процесса
Организация учебного процесса во многом зависит от целей, методов и средств обучения, материальных условий и многого другого. Имеющиеся формы обучения делят на: коллективные, парные, фронтальные, аудиторные, индивидуальные, классные, школьные и т.д.
Коллективная форма обучения. Такая форма обучен ...
Изложение по видоизмененной методике с учетом возрастных возможностей
учащихся
Во втором варианте учащимся обоих классов был предложен один и тот же текст, работа с которым проводилась по-разному в зависимости от степени обучения. В 6 классе требовался подробный анализ, использовался готовый план, а в 7 классе анализ был менее подробный. План составлялся коллективно. Если бы ...