Психология индивидуальных различий в понимании особенностей музыкальных проявлений личности

Новая педагогика » Учет индивидуальных различий учащихся в процессе преподавания в музыке » Психология индивидуальных различий в понимании особенностей музыкальных проявлений личности

Страница 1

Индивидуальность - интегральное целое, имеющее разные уровни проявления: организмический (природный) уровень, собственно психологический и социальный. Каждый может быть теоретически разделен на подуровни, но надо помнить, что эмпирия живой индивидуальности всегда есть целое, неделимое и не может быть полностью объяснена с позиции какого-либо отдельного уровня.

Поскольку каждый человек соприкасается с окружающим миром и другими людьми всей своей сложнейшей иерархически устроенной целостной индивидуальностью с бесконечным количеством свойств и особенностей, от химических до мировоззренческих, необходимо выделение тех особенностей, которые наиболее важны для общения ребенка с музыкой и музыкантами, для обучения музыке.

Организмический (природный) уровень интегральной индивидуальности музыкального сознания личности.

В обращении к научным данным о природных предпосылках индивидуально-типологических особенностей музыкантов или музыкально-одаренных детей музыкальная психология и педагогика апеллируют чаще всего к учению И.П. Павлова о специально-человеческих типах: «художниках» и «мыслителях», связывая эти типы, в первую очередь, с выраженной активностью первой или второй сигнальной систем и, следовательно, непроизвольной или произвольной (опосредованной) регуляцией деятельности. И хотя к музыкальной деятельности мы по определению отнесли бы тип «художника», а значит, и к музыкально-одаренным учащимся чаще относим ярко выраженных представителей, опирающихся в психической и музыкальной деятельности на первую сигнальную систему - непосредственно образное прочтение реальности, - не все так однозначно. Успешными или неуспешными учениками могут быть как «художники», так и «мыслители», но учителю музыки важно понимать, что познавательные стратегии их учеников могут быть различны именно в своем базисе: активности сигнальных систем и способа регуляции музыкально-познавательной деятельности.

Очевидно, что для понимания индивидуальных особенностей музыканта - от учащегося до Мастера - недостаточно применения только этого инструмента (чего и не предполагал сам И.П. Павлов). Исследованию «художественного типа» индивидуальности посвящены многие труды ученых лаборатории, основанной Б.М. Тепловым, которые изучали индивидуальные особенности учащихся-музыкантов по параметрам трех противоположных пар свойств нервной системы: сила-слабость; инертность-лабильность; активированность-инактивированность. Исследователями установлена зависимость успешности музыкального обучения от выраженности свойств силы, активированное и лабильности нервной системы (в частности, уровень развития музыкальной памяти). В то же время существуют экспериментальные данные о связи более высокой музыкальности, но оценке педагогов-экспертов, со слабостью нервной системы (данные были получены на базе Московского хорового училища им. Свешникова). Расхождения по фактору силы-слабости нервной системы, по-видимому, отражают качественно-различные проявления Музыкальной личности: так, сила как свойство нервной системы способствует успешности в публичной музыкальной деятельности, сдаче экзаменов по музыкальным дисциплинам, в то время как во внеэкзаменационной обстановке, в творческой работе по интерпретации произведений преимущество на стороне слабой нервной системы.

Страницы: 1 2


Прочие статьи:

Методические разработки по теме «Сила тяжести»
Интегрированный урок (физика + информатика) по теме "Сила. Сила тяжести. Явление тяготения" Цели урока: Сформировать у учащихся понятие о силе, рассмотреть обозначение силы, её графическое изображение силы и познакомиться с первой силой - силой тяжести и её проявлениями. Отработка и з ...

Понятие правозащиты детей. Механизмы реализации в деятельности
Все механизмы обеспечения, а так же гарантии пpaв и cвобод чeловека в наше время пpeдставляет coбой слoжный нормативно-пpaвовой кoмплекс, включaющий в сeбя кaк внутригocударственные, тaк и междунаpoдные cpедства. Это говорит о том, что с одной стороны стоя все акты и государственные органы их испо ...

Основные методы и приемы работы с задачей в начальной школе
Начальный курс математики раскрывается на системе целесообразно подобранных задач. Значительное место занимает в этой системе текстовые задачи. Текстовая задача – есть описание некоторой ситуации на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой сит ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru