В 1786 году в свет вышел первый «Родословный российский словарь», в котором были отражены данные о дворянских родах по службе. Авторами этого труда были сенатор М.Г.Спиридонов и историк, князь М.М.Щербатов.
В начале XIX века вводится понятие «генеалогическое древо». Генеалогия наряду с геральдикой становится вспомогательной исторической дисциплиной. Это связано с появлением различных генеалогических справочников, что имело под собой глубокую социально-экономическую платформу. В начале века издаётся ряд указов о предоставлении прав различным сословиям, в том числе и крепостным крестьянам, на покупку земли у помещиков, а также указ о предоставлении права покупать и приобретать в собственность земли, дома, лавки и недвижимое имущество.
В 1854 году вышла в свет 1 часть российской родословной книги П.В.Долгорукова. В предисловии к этому труду автор изложил и систематизировал родословия всех дворянских родов, а также иностранных родов, переданных на службу в Россию. Были сюда включены и угасшие фамилии.
В конце XIX - начале ХХ века появляются первые генеалогические, так называемые историко-родословные общества в Москве, в Санкт-Петербурге. Организаторами деятельности их были М.П. Лихачёв, Л.М.Савелов, Н А.Зимин, С.Б.Веселовский.
В 1901 году Л.М.Савеловым было основано Московское историко-родословное общество. Был разработан устав «Общества любителей родословия». А в 1904 году было получено и официальное разрешение на открытие Историко-родословного общества. Оно просуществовало до революции 1917 года. Общество издавало свою летопись, проводило генеалогические семинары, разрабатывало простейшие методы исследований по родословию.
В последнее десятилетие к генеалогии обращается всё большее и большее число людей. Этот интерес становится буквально массовым. В различных городах создаются родословные общества и объединения. Генеалогией занимаются учёные и дети. Организуются научные симпозиумы, конференции, семинары. В 1989 году в Москве состоялась первая (тогда ещё) всесоюзная конференция «Генеалогия. Источники. Проблемы. Методы исследования». Отдельная секция «Моя родословная» работает вот уже семь лет на всероссийских конференциях детского краеведческого движения «Отечество», проходящих в столице.
Автор самой длинной родословной монах Игнатий Римcкий-Kopcaкoв (а он сумел проследить историю своего рода, начиная от Адама и Евы) считал, что генеалогия должна прежде всего учить добродетели, заставлять стремиться к славе, а слава состоит во всемерном служении Отечеству.
Генеолог Л.М.Савелов считал, что «доброе чувство к предкам означает присутствие чувства и к родине, и к своему народу, а именно эти-то чувства и заставляют человека жертвовать всем для блага своего народа и для величия своей родины».
Отец Павел Флоренский считал генеалогию своеобразной педагогикой: «История рода должна давать нравственные уроки и задачи». Отец Павел призывал к активному познанию своего рода, его задачи, закона его роста, критических точек, соотношений отдельных ветвей и их частных задач. А на фоне всего этого - познать своё место в роде и собственную задачу - как члена рода, органа высшего целого. Только при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества, но обычно не понимают этого и родовым сознанием пренебрегают, почитая его в худшем случае - за предмет пустого тщеславия, а в лучшем - за законный, исторически заработанный повод к гордости.
Прочие статьи:
Особенности уроков математики по системе Л.В. Занкова
Остановимся в данной статье на особенностях учебника математики И.И. Аргинской, который как показала наша практика, вызывает определенные затруднения у учителей.
Главными задачами изучения математики в системе являются:
- достижение оптимального результата в общем развитии каждого школьника, его ...
Применение компьютерных программ на уроках биологии
В настоящее время мы являемся свидетелями растущей информатизации общества. Можно с уверенностью говорить, что информатизация охватила все сферы человеческой деятельности, в том числе и образование.
Информатизация учебного курса биологии осуществляется, главным образом, в форме внедрения средств ...
Педагогическая
оценка деятельности учащегося
Оценивая учебную деятельность учащегося на уроке, учитель прежде всего должен помнить о воспитательных особенностях такой оценки.
Как известно, в общеобразовательных учреждениях оценка учащемуся выставляется по пятибалльной системе. На уроках изобразительного искусства оценка имеет количественное ...