Технология рейтинговой оценки в начальной школе

Страница 4

Это технологии, подчеркивает Г.К. Селевко, с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, демократическим управлением, яркой гуманистической направленностью. Причем, как показано в экспериментальной части данной диссертационной работы, технология рейтингового оценивания не только гуманна сама по себе, но является предпосылкой активизации гуманистических процессов в образовании. Кроме того, технологию рейтингового оценивания можно отнести и к педагогическим технологиям на основе эффективности организации и управления процессом обучения, так как она опирается на идеи уровневой дифференциации.

Итак, нами проведена идентификация технологии рейтингового оценивания в соответствии с принятой классификационной системой.

Концептуальная часть педагогической технологии обычно рассматривается с позиций новизны (инновационности), альтернативности, гуманизма, современности. Предполагает описание философских, психологических, социально-педагогических и других научных оснований.

Психологические механизмы технологии рейтингового оценивания опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации.

Признается ценность создания максимально благоприятных условий для выявления природных способностей человека, свободы как основы творческой деятельности без принуждения и насилия, экологии психологического самочувствия.

Целью рейтингового оценивания является получение комплексной, объективной и достоверной оценки качества работы учащихся в процессе изучения ими отдельных учебных дисциплин и основной образовательной программы в целом.

Акцент целей в технологии рейтингового оценивания сделан также на сохранении и дальнейшем развитии индивидуальности ребенка. Другой приоритет - сохранение психологического здоровья.

Особенности содержания.

Базовые понятия, теоретико-педагогические основания рейтингового оценивания рассмотрены в первой главе.

Функции технологии рейтингового оценивания:

познавательно-диагностическая: стимулирование познавательной активности, формирование контрольно-оценочной самостоятельности младших школьников; выявление особенностей, проблем, отклонений в усвоении знаний и др.;

коррекционная: развитие у ученика умения самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки;

унификации: создание устойчивой мотивации у учащихся к работе над учебным материалом в течение всего периода обучения;

социализации: получение социального опыта, включение участников в систему общественных отношений, усвоение современных бизнес-понятий и др.;

индивидуализации: сохранение уникальности, индивидуальной идентичности личности.

Очевидно, что технология рейтингового оценивания предполагает сотворчество и сотрудничество, а не соревнование и конкуренцию.

Процессуальная характеристика

В ней определяется целесообразность и оптимальность отдельных элементов, комплексность всех методических средств, управляемость, адекватность содержанию образования и контингенту учащихся.

Представим в общих чертах процессуальную часть рейтингового оценивания как технологический процесс:

организация рейтингового оценивания (создание многобалльной шкалы, распределение учебного материала по блочному принципу, определение ограничений);

выбор приемов, методов, форм, рефлексивный анализ результатов.

Программно-методическое обеспечение включает рабочий журнал учителя, где фиксируются результаты рейтингового контроля, пооперационные листы для учета допущенных ошибок, личные листы достижений (фиксация успешности выполнения заданий и уровня сформированности знаний и умений), сборники проверочных и контрольных работ по основным предметам, в которых задания соотнесены с коэффициентом усвоения знаний, а также таблицы требований, многобалльные шкалы, электронный журнал.

Особенности технологии рейтингового оценивания - в высокой информативности и точности итоговых результатов, в получении объективной динамики уровня освоения знаний каждого учащегося, в дифференцировании значимости оценок, свободе выбора уровня выполнения заданий, способов действий и формы самовыражения, минимуме ограничений, заботе о психологическом самочувствии и психическом здоровье.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Прочие статьи:

Изучение и анализ современных исследований по проблеме
Для успешного развития интеллектуально-познавательной готовности к школе необходимо развитие высших психических процессов: сенсорное развитие (восприятие), внимание, память, мышление, воображение. Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внеш­них сво ...

Общая характеристика содержания и средств обучения в системе М. Монтессори
В видении монтессори-педагога каждый ребенок от рождения наделен ему одному свойственным потенциалом развития. Раскрыться этот потенциал может только в собственной деятельности ребенка. Путь развития и совершенствования у каждого человека свой. Задача образования при этом сводится к тому, чтобы с ...

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки: незнание или неправильное применение свойств, правил, алгоритмов, существующих зависимостей, лежащих в основе выполнения задания или используемых в ходе его выполнения; неправильный выбор действий, операций; неверное вычисление в случае, когда цель задания - проверка вычислительных умен ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru