За период детства происходит сложнейший процесс формирования нервной системы. Он многократен и характеризуется преобладанием процесса возбуждения над торможением.
Для формирования двигательного стереотипа требуется определенная повторяемость и последовательность применения раздражителей. Таковыми являются физические упражнения, которые подбираются соответственно возрасту и проводятся в определенной системе.
Начиная с первого года жизни ребенку необходимо создавать условия для формирования у него произвольных движений, двигательных функций как при организации занятий, так и в свободной двигательной деятельности. Под воздействием физических упражнений и подвижных игр происходит становление и тренировка центральной нервной системы, психическое и моторное развитие ребенка.
Скелет ребенка дошкольного возраста состоит преимущественно из хрящевой ткани, что обуславливает возможность дальнейшего роста. Однако мягкие и податливые кости под влиянием нагрузок изменяют форму. Избыточная и неравномерная нагрузка, связанная с длительным стоянием, хождением, переносом тяжестей и др., может отрицательно повлиять на развитие опорного скелета – изменить форму ног, позвоночника, свода стопы, вызывать нарушение осанки.
В этом возрасте сила мышц-сгибателей больше силы мышц-разгибателей, что определяет особенности позы ребенка: голова слегка наклонена вперед, живот выпячен, ноги согнуты в коленных суставах. Вот почему так важны и необходимы упражнения для укрепления мышц, удерживающих позу, а также мышц-разгибателей.
Медленно развиваются мышцы кисти. Только к шести-семи годам ребенок начинает овладевать более сложными и точными движениями кисти и пальцев. Этому способствуют упражнения с мячами, лепка из пластилина, рисование и т.д. В связи с этим в основу нетрадиционного проведения занятий положены комплексные занятия (одновременное соединение нескольких занятий разных видов деятельности: физическая культура и рисование, физическая культура, конструирование и развитие речи и т.д.).
В регуляции поведения детей шестилетнего возраста большую роль играет кора головного мозга. Для высшей нервной деятельности ребенка характерны преобладание возбудительного процесса над тормозным и неустойчивость основных процессов нервной системы, которая особенно остро проявляются в трудный период адаптации к сложным условиям. Большое значение имеют подвижные игры, эстафеты с элементами соревнований, целенаправленные физические упражнения. Они способствуют улучшению функционального состояния высшей нервной деятельности ребенка, в ос6нове которой лежит образование условных рефлексов.
Мощными стимулами развития речи являются богатство впечатлений, получаемых из внешнего мира, активное постоянное речевое общение с взрослыми и сверстниками. Речевое общение играет большую роль в процессе двигательной деятельности детей. Как в познании окружающей действительности, усвоении новых знаний и умений, так и в регулировании поведения ребенка.
Развитие дыхательной системы характеризуется увеличением объема легких и совершенствованием функции внешнего дыхания. Положительная динамика функции дыхания в большей мере связана с влиянием физических упражнений.
Артериальное давление у детей в связи с большей шириной сосудистого русла, большей эластичностью сосудов и меньшей нагнетательной способностью сердца ниже, чем у взрослых. Физические упражнения оказывают тренирующее воздействие на сердечно-сосудистую систему; под влиянием физических нагрузок вначале увеличивается частота пульса; изменяется максимальное кровяное давление, улучшается регуляция сердечной деятельности. По мере тренировки реакция сердечно-сосудистой системы на физические нагрузки меняется, работа сердца становится более экономичной. Пищеварительная система играет важную роль в физическом состоянии ребенка. Пищеварение связано с выделением слюны (секреций) и пищеварительных соков. В числе факторов, влияющих на секрецию, следует назвать характер деятельности. Физические нагрузки, например, подвижные эмоциональные игры, труд на участке, у большинства детей вызывают временное снижение секреции пищеварительных соков. Восстанавливается она через 25-30 минут после сокращения деятельности. Это следует учитывать при планировании занятий, прогулок.
Прочие статьи:
Методы и логика педагогического исследования
Каждая наука имеет свой предмет исследования. Своеобразие педагогической науки определяется не только объектом и предметом исследования, но и методами исследования. Методы научного исследования – это приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверную информацию, использующуюся для по ...
Фазы развития заикания
Многие авторы считают, что нет общей последовательности в наступлении определенной фазы и ее проявлений, поскольку сам процесс становления и формирования речи весьма индивидуален. Изменения в речи происходят достаточно медленно и последовательно, имеют свои закономерности и индивидуальные временны ...
Коммуникативность языка и обучение разговорной грамматике
Очень интересной на наш взгляд кажется гипотеза, выдвинутая Мильруд Р.П. что «…естественное устное высказывание отражает «синтаксис мысли», который может быть использован для обучения разговорной грамматике в дополнение к овладению нормативной грамматикой устной и письменной речи».
Обоснование пр ...