Чтобы самостоятельно решать задачи, ученик должен освоить различные виды моделей, научиться выбирать модель, соответствующую предложенной задаче, и переходить от одной модели к другой.
Необходимо отметить, что в данной работе я не касаюсь краткой записи условия задачи. Этот этап очень важен, однако, я исходила из того, что он традиционно присутствует в работе учителя. Поэтому главное внимание я уделяю тем приемам работы над задачей, которые в меньшей степени используются в традиционной системе, которые помогают мне пробудить у детей интерес к задаче, к поиску решений этой задачи.
При решении простых и составных задач на сложение и вычитание используется схематический чертеж.
Схематический чертеж прост для восприятия, так как:
· наглядно отражает каждый элемент отношения, что позволяет ему оставаться и при любых преобразованиях данного отношения;
· обеспечивает целостность восприятия задачи;
· позволяет увидеть сущность объекта в "чистом" виде без отвлечения на частные конкретные характеристики (числовые значения величин, яркие изображения и др.), что трудно сделать, используя другие графические модели;
· обладая свойствами предметной наглядности, конкретизирует абстрактные отношения, что нельзя увидеть, например, выполнив краткую запись задачи;
· обеспечивает поиск плана решения, что позволяет постоянно соотносить физическое (или графическое) и математическое действия.
Как было сказано выше, текстовые задачи на сложение-вычитание в 1-м классе строятся как частные случаи отношения величин, поэтому моделирование простой задачи у детей не вызывало затруднения, т.к. величины в задаче находятся в отношении целого и частей.
Рис.3 Схематический чертеж
Если величины связаны отношением "больше (меньше) на" (Рис. 4.); Сравнение двух величин (Рис. 5.).
Освоение представлений графической, знаково-символической модели в 1-м классе.
Со схемами в системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова дети знакомятся с первых уроков, когда находят среди разных предметов одинаковые по какому-либо признаку: длине, площади, форме, объему.
Учащимся выдается набор полосок разных по длине, ширине и цвету. Их задача найти равные по какому-либо признаку. Сразу дети находят одинаковые по цвету, затем, путем наложения, одинаковые по длине. Перед учащимися ставится следующая задача:
Что нужно сделать, чтобы каждый раз не измерять полоски, а найти одинаковые сразу и быстро? Дети предлагают свои варианты: различные значки, но значки должны быть одинаковые, и на одинаковых полосках ставят значки.
А как записать в тетради, что среди полосок есть одинаковые?
Ребята обсуждают задание и приходят к выводу, что нужно зарисовать и поставить значки.
Далее дети выполняют более сложное задание: сравнивают сосуды по объему и находят равные. Равные сосуды необходимо запомнить, а лучше как-то отметить. Опять предлагаются значки.
Затем записывают в тетради с помощью рисунка и значка, что на столе есть одинаковые по объему сосуды.
После этого дети находят сосуды, одинаковые по другим признакам: материалу и высоте. Записывают в тетради, что сосуды равны по высоте с помощью вертикальных отрезков.
На последующих уроках дети с помощью схем учатся находить и определять равные и неравные величины показывать с помощью схем равенство и неравенство величин (Рис. 6).
Рис.6
Через несколько уроков вводится буквенная символика. Все величины обозначаются буквами русского алфавита.
Прочие статьи:
Межпредметные связи как педагогическая проблема
Сущность межпредметных связей
В педагогической литературе имеется очень много определений категории «межпредметные связи», существуют самые различные подходы к их педагогической оценке и различные классификации.
Одним из более полных определений является следующее, данное Г.Ф.Фёдорцом: «Межпредм ...
Принципы обучения иностранному языку
Термин "принцип" происходит от латинского слова рrincipium — "основа", "первоначало". Отсюда принцип обучения — это первооснова, закономерность, согласно которой должна функционировать и развиваться система обучения предмету. В отечественной теории обучения особо подч ...
Методические приемы обучения лепке младших школьников
Скульптура обозначает «вырезать, высекать, лепить». В данной работе лепка рассматривается как самостоятельная часть скульптуры. Лепка применяется в любой скульптурной работе, начинающейся с исполнения модели, которую затем переводят в другой материал.
Лепку можно классифицировать по материалу: из ...