Общеизвестно, эффективность педагогического учебного процесса в значительной степени определяется деятельностью профессионально реализующегося учителя, осознающего себя полноправным субъектом профессиональной деятельности.
Введение профильного обучения в старших классах средней школы как одного из важнейших направлений модернизации отечественного школьного образования вызвало к жизни необходимость проведения качественных изменений в профессиональной подготовке педагогических кадров, готовых к работе профильных классах, школах.
Подготовка учителя к работе в профильной школе предполагает изменения целевой направленности, структуры, содержания, организации обучения в педагогическом вузе.
В настоящее время проблема содержания профессиональной подготовки лингвиста-преподавателя к будущей педагогической деятельности является актуальной и требующей особого внимания.
По мнению Гапоенко С.А., прогнозируемая модель преподавателя ХХI века предполагает, прежде всего профессиональную, компетентную, творчески развитую личность, в которой доминируют духовно-нравственные и деловые качества. Она включает личностную ориентацию педагогической деятельности, умение ставить и решать задачи гуманистического образования, организовывать совместный поиск ценностей и норм поведения, уважительного отношения к культурной самоиндентификации учащегося. (С.А. Гапоненко).
Итак, современное образовательное пространство нуждается в инициативных, творческих педагогах, способных к постоянному самообразованию, саморазвитию, поиску новых эффективных способов преподавания.
Однако происходящие на протяжении веков общественно-политические, экономические и социокультурные преобразования, прогресс науки, образования и техники генерируют исторически обусловленную изменчивость функций и задач, поставленных перед образованием и учителями в частности.
Исследования, относящиеся к профессии учителя, имеют свои многолетние традиции.
На разных этапах развития педагогического знания ученые размышляли о самой личности учителя, его профессиональных значимых качествах, различных способностях, мастерстве.
Определение роли учителя в античном обществе как воспитателя, наставника, оратора происходит в трактатах философов древности (Аристотель, Платон); обретение им качеств гуманиста и творца в эпоху Возрождения (Л. Бруни, П. Верджерио, М. Монтень, Ф. Рабле и др.); выдвижение профессиональных требований к уровню знаний, умений, профессионально значимых качеств в личности учителя совпадает с работами ученых Нового времени (Д. Дидро, А. Дистервег, Я.А. Коменский и др.); разработка теории педагогического мастерства, творчества учителя, его владения педагогической технологией прослеживаются в работах ученых советского периода (Ф.Н. Гоноболин, В.А. Крутецкий, Н.Д. Левитов, В.И. Селиванов, А.И. Щербаков и другие); определение научно-педагогических основ подготовки учителя в педагогическом вузе в работах современных авторов. (Н.В. Матяж, А.И. Мищенко, Н. Розов, Сафонова В.В. И др.).
Исходя из проведенного анализа отечественной и зарубежной психолого-педагогической и методической литературы, мы выявили некоторые направления в характере требований, предъявляемых к педагогу различных исторических эпох.
Однако, независимо от исторического времени и пространства, общественно-политических систем, обязанностью учителя была социализация молодого поколения, понимаемая как передача воспитанникам наследия, опыта конкретного общества, его содержания материальной и духовной жизни, смысла и полезности создаваемой и развиваемой культуры.
А.И. Щербаков в психологической структуре личности учителя-воспитателя выделяет:1) общегражданские качества, 2) нравственно-психологические качества, 3) социально-перцептивные особенности, 4) индивидуально-психологические особенности, 5) практические умения и навыки: а)общепедагогические (информационные, мобилизационные, развивающие, ориентационные), б) общетрудовые (конструктивные, организаторские, исследовательские), в) коммуникативные (общение с людьми разных возрастных категорий), г) самообразовательные (систематизация и обопщение знаний и их применение при решении педагогических задач и получении новой информации.
Щербакова А.И., Сластенин В.А. включает в профессиограмму модели личности учителя общественно-политические, социально-психологические, личностные и этико-педагогические качества, проявляющееся направленности учителя; требования к педагогической специальной, психологической и методической подготовке по специальности.
Таким образом, Сластенин В.А. включает в профессиограмму квалификационную характеристику.
С середины 70-х годов для педагогического образования характерны существенные изменения в понимании содержания профессиональной готовности учителя к выполнению своих функций.
Таким образом, прослеживается возрастание требований к учителю, повышающих его ответственность, профессиональную готовность.
Прочие статьи:
Разнообразие воспитательных систем детских оздоровительных лагерей
В современном мире существуют многообразные воспитательные системы, отличающиеся друг от друга видом, местонахождением, временем существования, моделью основанной на определенном учении, путями внедрения и др. Охарактеризуем некоторые конкретные воспитательные системы.
Скаутизм как добровольное д ...
Разработка технологических процессов изготовления и сборки изделия
Таблица 3.2 - Технологическая карта изготовления проекта «Стол для установки компьютера»
№ п/п
Последовательность выполнения работ
Эскиз обработки
Инструменты, приспособления
1
Раскройка имеющегося листа ДСП 1750 х 3500 мм под заготовки для стола
Линейка, карандаш
2 ...
Психолого-физиологические особенности младших школьников
«Младший школьный возраст», пишет Крутецкий, «соответствует годам обучения в начальных классах. Дошкольное детство кончилось. Ко времени поступления в школу ребенок уже, как правило, и физически, и психологически готов к обучению, подготовлен к новому важному периоду своей жизни, к выполнению мног ...