Эта проблема интересует и педагогов. Педагоги – практики обращаются к игре, как методу активизации учащихся на уроках истории и делятся своим опытом. Этому подтверждение на страницах таких журналов как «Преподавание истории в школе» и «Преподавание истории и обществознания в школе» по поводу применения игры на уроках.
В 1980-1990-х годах интерес к игре возрастает, в связи с переменами в образовании, которые явились следствием перемен в нашем обществе. Учитель-практик из Астрахани И. В. Кучерук указывает, что «В условиях перестройки общеобразовательной школы ученые и учителя-практики серьезное внимание уделяют поиску наиболее эффективных приемов обучения, новых, нетрадиционных форм построения уроков. Особое место в системе организационных форм и приемов обучения истории принадлежит учебным играм…»
О применении проблемных игр на уроках истории пишет учитель из Москвы М. В. Короткова: « Проблемное обучение получило достаточно широкое распространение в старших классах, где используются уроки-дискуссии, конференции, «круглые столы», уроки-суды, брифинги и т.д. Но в среднем звене преподавание истории остается в целом монологичным. Опыт экспериментального обучения с использованием проблемных уроков в среднем звене школы показал, что проблемные уроки в этих классах нужно проводить в форме ролевых игр. Эта форма обучения соответствует психологическим особенностям школьников данного возраста, отвечает их познавательным потребностям.
Об использовании театрализованной игры рассказывает учитель истории К.А.Баханов: «Театрализованная игра – это такая форма деятельности учащихся, когда с помощью театральных средств происходит изучение, закрепление или обобщение программного материала. Однако словосочетание « театр на уроке» зачастую пугает учителей, так как ассоциируется с массой декораций, костюмов, длительными репетициями, волнениями учеников.
Нужно отметить, что, во-первых, речь идет не об историческом спектакле, а об игре, которая не требует длительных репетиций.
Во-вторых, работа над сценарием, изготовление костюмов является результатом коллективной деятельности.
В- третьих, эффект от уроков столь велик, что учитель просто не может не использовать этих колоссальных возможностей.
Эффективность такого урока заключается в том, что пробуждается познавательный интерес к предмету, достигается высокая степень усвоения материала на основе эмоционального воздействия в процессе игры».
Кандидат исторических наук А.В. Клименко описывает использование такой формы, как брэйн-ринг: «Такая форма работы способствует укреплению у учащихся позитивной установки на расширение своих знаний в ходе работы с расширенным кругом источников информации, выступают средством обогащения социально-исторического опыта, развивают речевую и поведенческую коммуникацию.
Деловые игры со старшеклассниками как один из методов работы описывает учитель из Санкт-Петербурга С.А. Букинич: « Методика учебной работы по-прежнему нацелена на получение знаний, ограничивает возможности и способности учащихся проявить свою индивидуальность. Одно из решений проблемы в применении целостной системы деловых игр по истории, которые повышают мотивацию учеников, развивают их способности к осмыслению событий и явлений, готовят к самостоятельному выбору мировоззренческой позиции, обучают содержательному и эффективному взаимодействию».
В книге Шмакова С.А. «Игры учащихся – феномен культуры» дидактические игры делятся на три группы:
1) предметные игры детей-дошкольников, как манипуляция с игрушками и предметами. Через игрушки-предметы дети познают форму, цвет, объем, материал, мир животных, людей и т. д.
2) игры творческие, сюжетно-ролевые в которых сюжет- форма интеллектуальной деятельности. Более показательны в этом плане «игры-путешествия».
3) игры, которые используются как средство развития познавательной активности детей и подростков,- это игры с готовыми правилами и обычно называемые дидактическими.
Поскольку в настоящее время интерес к игре вообще и к дидактической игре, в частности, быстро растет, это естественным образом приводит к увеличению числа игр, а также к их разнообразию. Ориентироваться в них становится сложнее. Поэтому актуальность вопроса классификации игр повышается с каждым днем.
Задача классификации – «навести порядок » во множестве различных игр, выделить принципиальные отличительные признаки, характерные для разных их групп. Классификация должна нести информацию о каждой группе игр. Игра на столько многогранное понятие, что говорить об одной классификационной модели просто невозможно. Из всего многообразия этих моделей следует выделить разделение игр по сущностной игровой основе.
Прочие статьи:
Условные графические наглядные пособия
Условными называются такие графические наглядные пособия, в которых основная закономерность или суть явления выражена символизирующими средствами. Поэтому условными наглядными пособиями считаются графики, диаграммы, схемы и т. д. Картину или фотографию к этой категории наглядных пособий отнести не ...
Содержание обучения учащихся
профессиональных училищ курсу Цветоведение
Дисциплина «Цветоведение» относится к вариативной части общепрофессионального цикла дисциплин. Освоение дисциплины «Цветоведение» является необходимой основой для последующего изучения дисциплин «Академическая живопись», «Пропедевтика», «дизайн», «Декоративные ткани» и другие, связанные с изобрази ...
Характеристика этапов развития счетной деятельности у
дошкольников
Счет – это деятельность с конечными множествами. Счет включает в себя структурные компоненты:
цель (выразить количество предметов числом),
средства достижения (процесс счета, состоящий из ряда действий,
отражающих степень освоения деятельности),
результат (итоговое число): сложность представля ...