Определение сформированности творческого воображения младшего школьника

Новая педагогика » Развитие творческого воображения младшего школьника при чтении сказок » Определение сформированности творческого воображения младшего школьника

Страница 2

Естественный детский гедонизм, жизнь «в потоке», следование принципу удовольствия, по З. Фрейду, не требует усилий. Когда герой сталкивается с принципом реальности, с проблемами жизни, он должен как-то реагировать на поддержку других, более опытных и знающих.

Никите Г. волшебники не понадобились потому, что его герой все делает (или не делает, потому что не умеет) сам. Первоначально сказка Никиты заканчивалась на том, что герой оказывался беспомощным. Народная волшебная сказка ставит героя в ситуацию, когда он без помощи других не может достичь цели. Именно эта помощь открывает дорогу нравственной ориентировке ребенка-слушателя. даритель со своим Волшебным средством или Волшебным помощником является одним из главных «социализаторов» героя и ребенка).

Если всего этого нет, рассказчик вынужден искать и находить другие, более прямые и грубые, способы воспитания героя своей истории. Оно фактически сводится к борьбе с гедонизмом! Или на сцену выходит персонаж –морализатор, озвучивающий некие моральные правила запрещающего характера, или, наоборот – побуждающего, или с дидактической целью определяются – иногда даже минуя фабулу – некие идеальные образы поведения (мало достижимые в реальной детской жизни).

Нередки тексты, хотя и содержащие сюжет, но деформированные дидактизмом (установкой на непременное морализаторстсво). Некоторые адресованные детям тесты напоминают произведения первобытного африканского фольклора, где сверхзадача текста – внушить человеку правила поведения в социуме, научить выполнению конкретного действия: «Найди и прочитай предложение, в котором выражена главная мысль текста» - требуют многие учителя и составители учебников по чтению.

Морализация, как известно характерна для жанра басни. Американский психолог Б. Беттельгейм пишет: «Басня пытается внушить, что нельзя наслаждаться жизнью даже тогда, когда жизнь – действительное наслаждение. Как это бывает летом». Сказка, «напротив, оставляет нам полную свободу в решениях, включая и свободу желаний что-либо делать или не делать. Это наше личное дело, хотим ли мы устроить нашу жизнь по образцу, заданному сказкой, или хотим просто наслаждаться фантастическими событиями, о которых она повествует» .

Вот пример диагностической беседы интересный сочетанием морализма с гедонизмом (Оля М.).

Во втором классе морализм носил форму демонстрации образца – как надо себя вести.

В протоколах о второклассниках появляется подлинный «негативный» морализм (назидание как не надо себя вести). (Приложение ).

Иногда это сопровождается «позитивной» сентенцией, объяснением героя-моралиста, как и почему надо себя вести.

В классе проявление морализма имеет форму развернутого рассказа, как сначала герой вел себя неправильно, а потом его наказали, как он осознал свою вину и исправился. (Приложение ).

Иногда осознание вины и исправление только подразумеваются. (Приложение ).

Плохо, что морализм борется не только с эгоизмом как таковым, но и со спонтанными проявлениями детской радости существования (в некоторых текстах не просто лентяй, но мечтатель Антошка участвует в детской игре, которая прерывается посторонними моралистами ради «трудового воспитания» и т.п.).

Любопытен пример борьбы автора с собственным морализмом, с искушением «воспитания» мечтательного героя, так до конца и не преодоленным.

Текст Алины М. странный, сложный, богатый. Возможно, девочка читала А. Платонова? Мы изучили читательскую и личностную характеристику Алины М. Для нее важна ценность личного успеха, при этом не очень развита этическая ориентировка в проблемной ситуации; ценит в художественных книгах приключенческие и эстетические моменты, представитель универсального типа информационной культуры (в равной степени любит книги и кинофильмы).

И.Ф.

Критерии

1

2

3

4

5

Алина М.

+

+

+

-

+

Антон Г.

+

-

-

-

-

Ирина А.

+

-

+

-

-

Костя Т.

-

-

+

-

-

Ксения Б.

+

-

-

-

-

Маша К.

+

-

+

-

-

Никита Г.

+

-

-

-

-

Оля З.

+

-

-

-

-

Оля М.

+

+

+

-

-

Света Л.

-

+

+

-

-

Сергей Б.

+

+

+

-

+

Таня Б.

-

+

-

-

-

Юля К.

-

-

+

-

-

Юля Ф.

+

-

-

-

-

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Роль тестов в формировании грамматических навыков
Современная методика обучения иностранным языкам рассматривает процесс формирования грамматических навыков как управляемую систему, в которую в качестве необходимого звена включается контроль, объективно обусловленный логикой процесса управления учебной деятельностью учащихся. Формирование навыков ...

Развитие музыкальных способностей как научно-теоретическая проблема
Музыка как вид искусства напрямую обращен к эмоциональному миру, чем и объясняется огромная сила ее воздействия на духовный мир ребенка. Прежде всего, эта удивительная способность отображать переживания людей в разные моменты жизни и делает музыку совершенно исключительным средством развития лично ...

Взаимосвязь педагогической науки и практики
Слово педагогика употребляется в четырех значениях: 1) как явление жизни, т.е. как процесс реального обучения, воспитания, образования, развития и самосовершенствования людей в педагогических учреждениях, в жизни каждого человека, общества и деятельности государства; 2) как наука, изучающая педа ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru