Задача развития воображения очень сложна, так как осуществить ее можно только в творческой деятельности.
По замечанию Л.С. Выготского «Педагогика творчества сама должна быть творческой» .
Учитель должен быть сам творческой личностью. Обучение творчеству возможно только в совместные деятельности взрослого и ребенка.
О.И. Никифорова выделяет следующие функции учителя при этом:
- демонстрация разнообразных творческих способов деятельности;
- организация жизни и деятельности учащихся таким образом, чтобы условия требовали от них поиска творческих решений .
Опираясь на приведенные выше функции воображения, необходимо отметить, что:
1) Ни одно построение фантазии не может быть вызвано прежде, чем учителем не будет обеспечен наличием в личном опыте ученика всех тех элементов, из которых должно быть построено требуемое понимание предмета.
Это возможно при условии обязательного знакомства с наличным опытом ученика. «Воображение должно исходить из знакомого и известного, для того чтобы понять незнакомое и неизвестное» .
2) Опора на эмоциональную сферу детей. Передавая кому-нибудь представления, необходимо вызвать эмоциональный отклик у детей.
3) Организация таких форм среды, которая позволяет ребенку решать и упражнять свои природные склонности.
Так, поступление ребенка в школу и обучение в ней окажут большое влияние на развитие его воображения. Особенно интенсивно совершается воссоздание воображения, так как в соответствии с существующими методами обучения ученику приходится о многом узнать из рассказа учителя или книг. Постоянное упражнение воссоздания воображения приводит к его совершенствованию.
Ученик на уроке воспроизводит, мыслит, чувствует, запоминает, создает образы воображения на основе письменного и устного слова. Интеллектуальные дети ограничиваются этими границами. Анализ уроков показывает, что все задания и вопросы тренируют у учащихся воспроизведение (внимание, наблюдение), его память, мышление, воссозд. воображения:
покажи… (мышление, память)
расскажи… (память, воссозд. воображение)
докажи… (мышление, память).
Активизация же творческого воображения непосредственно на уроках – дело счастливой случайности и личной инициативы учителя.
Г.Г. Граник выдвигает 3 основных взаимод. и взаимообогащ. др.др. пути воздействия на развитие воображения:
1-ый путь – воздействие извне.
Оно достигается насыщением учебного процесса наглядным материалом. Школьник получает определенный фонд зрительных впечатлений и приучается соотносить их со словесными описаниями. Он получает определенный опыт работы, которая должна благотворно влиять на У. в дальнейшем самостоятельно создавать образы и ориентировать или только на основании словесных описаний.
2-ой путь – стимуляция воображения.
Учащемуся дается толчок «зацепка», исходя из которой он создает образы воображения сам. Создание таких «задач на воображение» требует таланта и творческой изобразительности от учителя.
3-ий путь – постоянное, целенаправленное самовоспитание, основанное на собственных волевых усилиях учащихся.
Образы воображения может не только возникать, «наплывать непроизвольно». Они могут быть созданы и сознательным волевым усилием .
Наблюдения за возрастными особенностями познавательной деятельности младших школьников свидетельствует о том, что существенной стороной их умственного развития выступает формирование способности действовать в уме, мысленно планировать возможные шаги при решении задач. При мысленном планировании ребенок оперирует не самими вещественными предметами, а только с их образами и представлениями. Образ возникает в результате сложной деятельности, направленной на мысленное дополнение, установление соотношения между элементами, путем их мысленного преобразования, дополнения недостающими элементами.
Прочие статьи:
Политология как наука
Соотношение объекта и предмета науки. Подходы к определению предмета политологии. Политическая социология, политическая философия, политическая этика, политическая история как составные части политической науки. Методы изучения политических явлений: институциональный, сравнительный, системный, бих ...
Характеристика школьного учебника
К нему предъявляется важнейшее требование раскрывать основы науки в соответствии с возрастом учащихся и уровнем их подготовленности. Ученые выделяют следующие функции школьного учебника:
информационная (раскрывает содержание образования, дает объем материала на каждый урок с учетом возраста учащи ...
Основные направления классического западного рока
Арт-рок
Термин достаточно расплывчатый. Под эту категорию подпадают те явления, которые воспринимаются слушателем в качестве "классического рока". Первый элемент данного неологизма (от англ. "искусство") подчеркивает ориентацию исполнителей данной музыки на виртуозное владение ...