Вариант III
Система непрерывного контроля и самоконтроля по курсу «Организационное поведение». Итоговая форма — экзамен.
Курс разделяется на части, по результатам изучения каждой части (темы) студент проходит контроль в следующей форме. Он получает комплект вопросов, охватывающих содержание данной части. Количество вопросов — от 25 до 50.
Тема засчитывается с соответствующей оценкой, если при проверке студент правильно ответил на вопросы в следующем соотношении:
Если все темы курса зачтены на «отлично», оценка за экзамен (зачет) может быть проставлена автоматически. В остальных случаях студенту предлагается перечень из 50 вопросов по всем темам курса. На подготовку ответов выделяется 1 час. Для составления экзаменационных заданий используются те же вопросы, что и для проверки знаний по отдельным частям курса.
Из приведенных примеров видно, что подход к набору элементов системы непрерывного контроля и к оценке каждого элемента может быть самым разным. Важно найти оптимальное соотношение между элементами системы, чтобы из-под контроля не выпадала никакая форма работы со студентами. Чем больше удельный вес того или иного элемента, тем существеннее его влияние на подготовку студентов.
Следующим важным вопросом является переход от баллов к принятой у нас системе оценок. Каждый преподаватель решает этот вопрос самостоятельно. Можно использовать следующие данные — 100—90 баллов = хорошо; 80—70 баллов = удовлетворительно; менее 70 баллов = неудовлетворительно. Однако преподаватель может менять границы интервалов. Если по курсу предусмотрен зачет без оценки, то достаточно задать пороговое значение суммы баллов, которое обеспечивает зачет. Обычно это 60—70 баллов. Иногда из тактических соображений в начале семестра можно заявить более высокое пороговое значение, например 80 баллов. Такая «хитрость» заставляет нерадивых студентов более ответственно подходить к своим результатам.
Выбрав основные элементы СНК и оценив их в баллах, можно считать работу по формированию системы законченной. Однако, чтобы оперативно использовать различные способы работы со студентами, можно предусмотреть введение дополнительных баллов. Чаще всего сумма баллов за все элементы СНК принимается равной 100 (хотя в принципе ее можно делать любой). В действительности студенты чаще всего не сразу втягиваются в работу по системе. К тому моменту, когда они осознают, что без определенного числа баллов сдать зачет или экзамен не удастся, может оказаться, что набрать нужную пороговую величину уже невозможно. В этот момент удобно ввести дополнительные баллы. Это могут быть баллы за исследовательскую работу (например, реферат по указанной теме), за расчет части курсовой работы, за написание и отладку необходимой для обучения программы, за доклад на студенческой олимпиаде, за победу в игре «Коллоквиум» и т. д. Дополнительные баллы позволяют сделать СНК более гибкой и мобильной.
Подводя итоги, подчеркнем, что наш опыт свидетельствует о высокой результативности системы непрерывного контроля знаний. Мы постоянно экспериментируем, совершенствуя систему, адаптируя ее к потребностям времени.
В заключении подведем итоги о методах учета и контроля знаний студентов.
Совершенно понятно, что контролировать уровень знаний у студентов просто необходимо, так как в случае обнаружения низкого уровня знаний у студентов, можно прийти к выводу, что у студентов данного преподавателя нет своих подходов к контролю и учету знаний его подопечных. Но может быть и другие варианты.
Например, преподаватель не достаточно владеет различными эффективными методами контроля. Для решения и исправления данной задачи необходимо как можно чаще знакомить преподавателей через периодические специализированные издания о практике применения самых новых и эффективных методах контроля и учета знаний студентов.
Особенно эффективным, по моему мнению является рейтинговая и модульно-рейтинговая система учета знаний. В настоящее время эти системы хотя и не приобрели широкого распространения и лишь отдельные вузы приняли ее как основополагающую своей учебной деятельности, но данная тенденция очень быстро изменяется.
Прочие статьи:
Анализ девиантного поведения школьников школ Центрального района
Изначально, мы выявляли не только сущность девиации, но и особенности ценностных ориентаций и нормативных установок школьников. Проблема ценностных ориентаций молодежи в реформируемом обществе, их структуры и динамики остается неизменно актуальной на протяжении всего существования социологии вообщ ...
Взаимодействие с учениками, план совместной работы
Планирование работы группы продленного дня процесс моделирования воспитывающей среды группы как комплекса социально-ценных обстоятельств, окружающих ребенка и способствующих его личностному росту.
В настоящее время важно, чтобы в основу планирования работы педагог-воспитатель закладывал следующие ...
Применение тестов с целью формирования
грамматических навыков
Опираясь на результаты проведенного нами эксперимента и на отзывы учителя об уровне знаний, мы решили проводить контроль знаний учащихся несколько раз за модуль для подкрепления старых знаний и лучшего контроля полученных новых знаний. Проанализировав результаты проведенного эксперимента мы решили ...