В младшем школьном возрасте происходит развитие всех познавательных процессов, формируются основные элементы ведущей в этот период учебной деятельности, необходимые учебные умения и навыки. Развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, развитие научного теоретического мышления, складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни. В этот период происходит психологическая перестройка, требующая от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости. Младший школьник характеризуется доминированием внешней практической активности.
Педагогу особенно важно учесть основные психические новообразования этого возраста – произвольность (делать не то, что хочу, а то, что надо), внутренний план действий и рефлексию – умение осознавать то, что он делает и обосновывать свою деятельность. Развитие указанных особенностей психики школьников идет в неразрывной связи с овладением ими различных видов познавательной деятельности.
Учебная деятельность, включающая овладение новыми знаниями, умениями решать разнообразные задачи, радость учебного сотрудничества, принятие авторитета учителя, является ведущей в этот период развития человека, находящегося в образовательной системе. Но здесь же у ребенка возникает и целый ряд трудностей, связанных с его новой жизненной позицией. Это трудности нового режима жизни, новых отношений с учителем, со сверстниками и родителями.
Если ребенку не помочь справиться со всем этим, то у него может произойти снижение самооценки, ослабление учебной мотивации, нарушения поведения. Под воздействием чувства неполноценности (неумелости) возможны психосоматические и невротические нарушения. В связи с этим необходимо построение учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей. Создание ситуаций успеха для каждого ребенка, поддержка чувства его полноценности. Создание условий для совершения им нравственных выборов и сотрудничества.
Кроме возрастных особенностей существуют также и особенности личности ребенка. Выделены классификации детей по психологическим особенностям личности. Существуют четыре достоверно отличающихся друг от друга типа личности детей:
активный;
замкнутый;
взрывной;
зависимый.
Внешние характеристики типических групп:
Активный тип:
ярко выраженная моторика (постоянно в движении, неусидчивый, много делает «лишних» движений);
не нуждается в пассивном отдыхе – быстро восстанавливается после активной деятельности;
любит быть в центре группы;
легко отвлекается;
не всегда доводит до конца порученную работу;
стремится к участию в различных подвижных играх. соревнованиях;
любая монотонная работа вызывает скуку и сонливость;
сохраняет бодрость в трудных ситуациях;
неожиданные изменения устоявшегося режима не вызывают раздражения;
быстро реагирует на любые команды;
выраженная способность к подражанию;
легко вступает в разговор с чужими людьми;
быстро привыкает к новому месту;
склонен к риску;
быстро приступает к работе, получив указания;
на уроках физкультуры стремится исправлять двигательные ошибки;
быстро отвечает на неожиданные вопросы.
Замкнутый тип:
избегает общения в группе;
как правило, опирается в своих суждениях на мнение матери;
терпеливо ждет окончания неприятного занятия;
избегает участия в подвижных играх или выбирает второстепенную роль;
избегает сложных и рискованных двигательных упражнений;
принижает свои способности, особенно двигательные;
не любит выступать на аудиторию;
скован при обращении к нему посторонних взрослых;
теряется, когда товарищи на него кричат;
неудача в начале двигательного упражнения приводит к ступору;
мало выражена радость от победы в играх или соревнованиях;
терпелив при монотонной работе;
обидчив;
при несправедливом замечании учителя у него «все валится из рук»;
склонен плакать при неудачах, при просмотрах чувственных фильмов;
болезненно реагирует на шутки над собой.
Взрывной тип:
любые эмоции проявляются очень ярко;
не способен взять себя в руки по указанию учителя;
частые срывы при монотонной работе;
не может сосредоточиться при выполнении сложного задания;
не может сдержать злость или раздражение;
не умеет приспосабливать свое поведение к поведению окружающих;
болезненно переносит поражения в играх или соревнованиях;
преувеличивает свои возможности в играх и физических упражнениях;
охотно берется выполнять новое упражнение, даже не имея на то возможностей;
беспокоен в ситуациях ожидания;
часто начинает выполнять упражнение до команды учителя;
Прочие статьи:
Методика исследования артикуляционного аппарата
Для того, чтобы оценить выполнение артикуляционных движений, нужно попросить ребенка удерживать органы речи в нужном положении 3-5 секунд. В момент выполнения ребенком артикуляционных упражнений следует обращать внимание на объем, темп выполнения, точность конфигурации, симметричность, наличие син ...
Учение как познавательная деятельность
Учение как вид познавательной деятельности направлен на усвоение и присвоение общественно-исторического опыта человечества. Основным средством учения является учебная деятельность. По мнению философа Э. Г. Юдина, учебная деятельность включает в себя: цель, средство, результат и сам процесс деятель ...
Методическая характеристика основных типов уроков ОБЖ
Учитывая все вышеизложенное в первой главе работы, можно констатировать значительные отличия ОБЖ от других школьных дисциплин, а следовательно, необходимость определенных отличий в структуре курса, организации изучения материала.
Современная дидактика представляет собой теоретическую науку, посвя ...