Особенности использования дидактического материала в системе М. Монтессори

Новая педагогика » Педагогическая деятельность и педагогические взгляды Марии Монтессори » Особенности использования дидактического материала в системе М. Монтессори

Страница 2

Следующим принципом дидактического материала Монтессори является изоляция трудности. Трудность, которую должен обнаружить и понять ребенок, должна быть выделена в одном образце материала. Это выделение упрощает задачу для ребенка и дает ему возможность воспринять проблему с большей готовностью. Например, Розовая башня показывает ребенку только разницу в размерах кубиков, а не в размерах, цвете, дизайне и звуках, как это часто бывает с подобными башнями, которые продаются в игрушечных магазинах.

В данном контексте представляется целесообразным обсудить важный вопрос, который часто дискутируется в зарубежных источниках. Дидактический материал Монтессори имеет очень много точек соприкосновения с воспитательными играми О. Декроли - известного бельгийского педагога и врача. Они состоят, во-первых, в общей целевой установке - помочь раскрытию всех потенциальных способностей ребенка, во-вторых, в общем, принципе самовоспитания через посредство дидактического материала. Но дидактический материал, как таковой, качественно совершенно иной в каждой из сравниваемых педагогических систем. В то время как Декроли пытается брать дидактический материал из жизни и близкого окружения ребенка, Монтессори оперирует главным образом геометрическими фигурами и телами. Декроли старается брать свой материал из жизни с тем, чтобы ребенок мог приобретенные навыки тут же применить в своем жизненном опыте. Развитие всех способностей, заложенных в ребенке, есть для него лишь средство для достижения этой цели. Монтессори же исходит из детских способностей и, рассматривая их развитие как самоцель, старается через дидактический материал содействовать этому.

Подход М. Монтессори к разработке и использованию дидактического материала как "материализованной абстракции" предполагает овладение детьми "чистыми категориями восприятия", что часто вызывает возражения критиков, утверждающих ограничение детского опыта в системе Монтессори только предметами "искусственного" материала. Анализ работ итальянского педагога, в которых раскрывается роль и значение дидактического материала, позволяет утверждать, что М. Монтессори это делала сознательно, основываясь на том, что внутренний мир ребенка представляет собой хаос, и столь же хаотическим представляется ему внешний мир. Поэтому только четкий и точный материал, позволяющий ребенку выделять признаки предметов в чистом виде, способствует адекватному осознанию внешнего мира.

Чтобы способствовать независимости ребенка от взрослых, Монтессори-материалы дают ему возможность самостоятельно контролировать ошибки. Контроль ошибок руководит ребенком в его самовоспитанием и позволяет ему увидеть его ошибки самому, а затем их устранить, восстанавливая нарушенный порядок. "Контроль ошибок — замечала М.Монтессори, — это показатель, говорящий нам, в правильном ли направлении мы движемся. Он обязательно должен присутствовать вместе с инструкциями и материалом для работы. Сила, движущая ребенка по пути прогресса, в большой степени зависит от того, есть ли свобода и гарантированный путь, по которому двигаться. Но, к этому должен быть добавлен, и еще какой-то способ показать, где мы сбились с этого пути".

Чтобы вызвать процесс самоформирования, недостаточно усилить активность ребенка, нужно также, чтобы материал управлял этой активностью, считала М. Монтессори. Ребенок должен не только просто повторить упражнение, но при выполнении упражнения не делать больше ошибок. Все физические и внутренние свойства предметов, предлагаемые детям в качестве стимулов, должны определяться не только непосредственной реакцией внимания ребенка, но и возможностью контроля над ошибками, т.е. вызывать активное участие наиболее высоких умственных способностей (сравнение, суждение).

Дидактический материал Монтессори предусматривает пять типов контроля ошибок: механический, психологический (при помощи органов чувств), при помощи контрольных точек, посредством контрольного набора, при помощи учителя.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Прочие статьи:

Цели и задачи воспитания мальчиков-подростков
Подростковый возраст по своей природе представляет собой группу повышенного риска (трудности переходного возраста, неопределенность социального положения, перестройка механизма социального контроля). Физическая культура и спорт, как известно, важнейшие составляющие профилактики противоправного по ...

Апробация программы коррекционно-развивающей работы
После выявления основных адаптационных проблем первоклассников нами была разработана и проведена коррекционная работа на исследуемой выборке детей - второй этап эксперимента - формирующий эксперимент. Занятия проводились в группе, один раз в неделю. Всего было проведено пять занятий в рамках клас ...

Феноменология экологической культуры в современной научной литературе
В философии культура определяется как специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей и природы, между собой и к сами ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru