Для работы в школе существует несколько программ по изобразительному искусству. В условиях вариативного обучения по различным программам общими целями всех программ является всестороннее развитие личности, эстетическое воспитание, формирование художественного вкуса детей, творческих способностей, обучение основам изобразительной грамотности, систематическое развитие пространственного воображения, чувства формы, привитие интереса и любви к художественной деятельности. Каждая действующая программа показывает, c помощью каких задач можно достигнуть вышеназванных целей обучения изобразительному искусству. Следует отметить, что по поводу общности поставленных целей образовательной системы «Искусство» разные авторы не имеют единого мнения. Одна из основных задач обучения изобразительной деятельности — искать не отдельные точки соприкосновения c ребенком, a стремиться увидеть личность в целом, способности восприятия, мышления, интеллект которой находятся в сложном, постоянно изменчивом соотношении с выразительными возможностями, c активной потребностью детей живо и непосредственно реагировать на видимый мир.
В работе проанализированы некоторые из программ, разработанных разными авторами для начальной школы.
Чаще всего учителями в начальной школе используется программа «Изобразительное искусство». Авторами действующей в настоящее время программы являются: Кузин В.С., Шорохов Е.В., Кубышкина Э.И., Игнатьев С.Е., Ломов С.П., Лебедко В.К., Коваленко П.Ю., Витковский А.Н.
Согласно этой программе, лепка посредством образного отражения предметов и явлений действительности помогают детям с первых шагов обучения в школе познавать окружающий мир, видеть в нем красоту, развивать свои творческие способности.
В данной программе уроков по лепке из глины и пластилина очень мало. Знакомство детей с пластичными материалами начинается со 2 класса. Данной теме уделено всего 3 урока: «Осенние подарки природы» (Лепка с натуры фруктов и овощей. Жанр натюрморта.), «Друзья детства» (Лепка с натуры животного. Анатомия, пропорции. Характер животного. Жанр анималистики.), «Мы любим спорт» (Лепка фигуры человека в движении, пропорции тела человека.).
На первом уроке дети лепят с натуры с использованием натурных моделей – фрукты, овощи, муляжи. Основными задачами урока является:
- познакомить с жанром натюрморта. Знакомство с натюрмортами известных художников с изображением фруктов;
- закрепить умения работы с объемом, массой, передача формы, очертания овощей и фруктов;
- развивать умение анализировать, рассуждать, систематизировать впечатления, знания;
- воспитывать аккуратность при работе с пластилином.
На 2 занятии дети лепят из пластилина животных по памяти (заяц, лиса, кот, собака, медведь, лошадь). Задачи урока:
-дать представления об особенностях работы над изображением в объеме разными материалами;
- познакомить с анималистическим жанром;
- развить наблюдательность, внимание к природе, творческие способности;
На 3 уроке дети лепят фигуру человека в движении по воображению, памяти, частично с натуры. Основные задачи:
- развить умение уловить и передать пропорции, соотношения, пластику человеческого тела в объеме;
- развить образное видение;
- развить умение смотреть с разных точек зрения на скульптуру, совмещать в одно целое детали;
- развить повышенную эмоциональность, впечатлительность, творческий склад ума, воображения, ассоциативного мышления;
- развить умение работать с пластилином, понятие о работе скульптора;
- развить умение найти координационные точки фигуры;
- усвоить примерное соотношение масс частей тела.
В 3 классе учителя продолжают развивать у учащихся умение лепить при помощи предметов декоративно прикладного искусства («Лепка из пластилина дымковских коней».). На этом уроке дети знакомятся с дымковской глиняной игрушкой, развивают и укрепляют мелкие мышцы руки.
Прочие статьи:
Личностная характеристика «трудного» подростка
Жизнь подростка можно уместить в треугольник, углами которого будут семья, школа и улица (в самом широком понимании этого слова). С того момента, как ребенок начинает реагировать на социальные воздействия, он становится в какой-то степени зависимым от общества, тянется к нему и болезненно переноси ...
Из истории обращения к фольклору
Фольклор всегда чутко отзывается на запросы людей, будучи отражением коллективного разума, накопленного опыта жизни. И в нем задолго до возникновения педагогики как академической науки была уже выработана народная педагогика- система воспитания человека от его рождения до перехода в иной мир.
Ест ...
Упражнения как средство обучения иноязычной речи
Что такое "упражнение"? Во-первых, в упражнении всегда есть цель . Безусловно, какое-то упражнение может давать и побочный эффект, т.е. попутно работать и на те механизмы, на формирование которых оно непосредственно не направленно. И это очень важно использовать в обучении. Во-вторых, уп ...