Сегодня существуют различные подходы к классификации методов обучения. В качестве отличительных признаков, используются: степень активности учеников, характер учебно-познавательной и деятельности, способ организации взаимодействия, место проведения занятий, их целевое назначение и многое другое. До настоящего момента не сформирована единая система упорядочения методов обучения. Наиболее популярными являются такие классификации методов обучения:
Классификация методов обучения по уровню активности учащихся. Это наиболее ранняя классификация, согласно ей, методы обучения делятся на: активные и пассивные. К активным принадлежат все методы, где учащийся самостоятельно выполняет задание (Работа с дополнительной литературой, лабораторные работы и т.п.). При использовании пассивных методов ученики смотрят и слушают (лекция, экскурсия, наблюдение и т.п.).
Классификация методов обучения по источнику получения знаний. Данный метод исходит из наличия трех таких источников как слова, практика, наглядность. На их основе существуют три класса методов:
1) Словесный метод. В таком случае источником знания является устное или печатное слово. К словесным методам относятся: дискуссия, беседа, лекция, рассказ, работа с учебником.
2) Наглядный метод. Источником знания являются наблюдаемые предметы, наглядные пособия, карты, демонстрационные модели.
3) Практические методы. Знания формируются в процессе выполнения практических задач. К таким методам относятся: лабораторные работы, упражнения.
Классификация методов по характеру познавательной деятельности учеников при изучении нового материала. Основные классы методов такого обучения:
1) Репродуктивный метод. Преподаватель объясняет материал, а ученики должны его воспроизвести. Преимуществом такого метода является то, что для него не нужно большого промежутка времени и не требуются значительные усилия при повторе материала.
2) Объяснительно — иллюстративный метод. В случаи объяснения с помощью этого метода преподаватель излагает материал с помощью устной лечи, напечатанного материала, наглядных пособий, практических демонстраций.
3) Метод проблемного изложения. Основой метода является умение учеников следовать за объяснением преподавателя и усваивать этапы решения задач. Ученики не выполняют задачи сами, а лишь следят за ходом их решения, но наблюдая усваивают как можно эти задачи решить.
4) Эвристический метод. С помощью него обеспечивается высокий уровень познавательной активности учеников. Суть метода в том, что ученикам дают часть знаний в готовом виде, оставшуюся часть им приходится искать самостоятельно.
5) Исследовательский метод. Организация поисковой и творческой деятельности учащихся в ходе решения возникающих проблем. Главная цель этого метода это активизация мышления учеников, обучение их исследовательским навыкам.
Прочие статьи:
Модель текста задачи как основа наглядно-образного мышления младших
школьников
Мышление школьников при изучении математики строится не только на основе общих психологических механизмов и операций, адекватных усвоению научного знания, но и включает формирование специфических механизмов, моделирующих существенные признаки и способы описания познаваемых объектов, выраженные в и ...
Особенности творческого мышления учащихся начальной ступени обучения
Мышление становится доминирующей функцией в младшем школьном возрасте. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических функций.
Завершается наметившийся в дошкольном возрасте переход от нагл ...
Методологическая культура педагога
Профессиональная образовательно-воспитательная работа является творческой. Поэтому любой педагог-практик накапливает множество эффективных средств воспитательного воздействия на личность, оригинальных образовательных и обучающих технологий. Однако без теоретического обоснования и научной интерпрет ...