Классификация методов обучения

Новая педагогика » Теория обучения » Классификация методов обучения

Сегодня существуют различные подходы к классификации методов обучения. В качестве отличительных признаков, используются: степень активности учеников, характер учебно-познавательной и деятельности, способ организации взаимодействия, место проведения занятий, их целевое назначение и многое другое. До настоящего момента не сформирована единая система упорядочения методов обучения. Наиболее популярными являются такие классификации методов обучения:

Классификация методов обучения по уровню активности учащихся. Это наиболее ранняя классификация, согласно ей, методы обучения делятся на: активные и пассивные. К активным принадлежат все методы, где учащийся самостоятельно выполняет задание (Работа с дополнительной литературой, лабораторные работы и т.п.). При использовании пассивных методов ученики смотрят и слушают (лекция, экскурсия, наблюдение и т.п.).

Классификация методов обучения по источнику получения знаний. Данный метод исходит из наличия трех таких источников как слова, практика, наглядность. На их основе существуют три класса методов:

1) Словесный метод. В таком случае источником знания является устное или печатное слово. К словесным методам относятся: дискуссия, беседа, лекция, рассказ, работа с учебником.

2) Наглядный метод. Источником знания являются наблюдаемые предметы, наглядные пособия, карты, демонстрационные модели.

3) Практические методы. Знания формируются в процессе выполнения практических задач. К таким методам относятся: лабораторные работы, упражнения.

Классификация методов по характеру познавательной деятельности учеников при изучении нового материала. Основные классы методов такого обучения:

1) Репродуктивный метод. Преподаватель объясняет материал, а ученики должны его воспроизвести. Преимуществом такого метода является то, что для него не нужно большого промежутка времени и не требуются значительные усилия при повторе материала.

2) Объяснительно — иллюстративный метод. В случаи объяснения с помощью этого метода преподаватель излагает материал с помощью устной лечи, напечатанного материала, наглядных пособий, практических демонстраций.

3) Метод проблемного изложения. Основой метода является умение учеников следовать за объяснением преподавателя и усваивать этапы решения задач. Ученики не выполняют задачи сами, а лишь следят за ходом их решения, но наблюдая усваивают как можно эти задачи решить.

4) Эвристический метод. С помощью него обеспечивается высокий уровень познавательной активности учеников. Суть метода в том, что ученикам дают часть знаний в готовом виде, оставшуюся часть им приходится искать самостоятельно.

5) Исследовательский метод. Организация поисковой и творческой деятельности учащихся в ходе решения возникающих проблем. Главная цель этого метода это активизация мышления учеников, обучение их исследовательским навыкам.


Прочие статьи:

Механизмы социализации
Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда, условно говоря, «механизмов». Существуют различные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. С точки зрения педагогики, можно выделить несколько универсальных механизмов социализации, котор ...

Особенности взаимодействия – сотрудничества «Учитель-Ученик»
педагогический взаимодействие образовательный урок В реальном педагогическом процессе взаимодействуют не учитель и ученик, а живые люди, которых образование свело друг с другом. В обучении, которое рассматривается как обращение к духовному опыту Другого и своему собственному, учатся оба: и учител ...

Определение степени сформированности системы знаний по теме проекта
После проведения формирующего эксперимента нами был проведён итоговый эксперимент, цель которого заключалась в выявлении степени сформированности системы знаний по теме проекта. Для выявления степени сформированности знаний были выбраны задания в форме теста. Содержание данной проверочной работы ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru