Принципы воспитания в контексте технологии А.С. Макаренко

Новая педагогика » Педагогическая технология А.С. Макаренко » Принципы воспитания в контексте технологии А.С. Макаренко

Страница 1

Как показывает теоретический анализ, А.С. Макаренко вошел в педагогику со своей системой, которая выделяется определенной регламентированностью, наличием соответствующих рамок, четко определенных перспектив, за которыми скрыта душевная теплота, любовь, вера в счастливое будущее. А.С.Макаренко советует очень тщательно читать, перечитывать каждую страницу, так как скоростное чтение приводит к поспешным выводам. Именно в связи с этим возникли в его адрес ярлыки типа "не национальный", "не современный", "диктатор", "сталинист", "ленинист" и т.д. Педагогическое наследство А.С.Макаренко требует значительно глубокого анализа. Ныне открыты те страницы его педагогического наследства, на которые раньше мы не обращали внимания. Это, в частности, народность в его педагогической деятельности.

В самой сути воспитания заложен один из природосообразных принципов – принцип разновозрастности, что предусматривает объединение людей разного возрастата, который является объективным естественным явлением: разновозрастная семья, объединения, т.д. Именно на основе такого принципа разработал свою педагогическую систему А.С. Макаренко. Она основывается на объединении детей разного возраста – разновозрастные отряды.

Саморазвитие, природосообразность, разновозрастность, самовоспитание – связанные между собою принципы воспитания. Они являются крепким корневищем народного воспитания. И именно они служат основой теоретического и практического наследства А.С. Макаренко.

Воспитанники А.С. Макаренко не имели семьи, их семьей была колония, отцом и матерью – Макаренко, и он радовался, если в их колонию прибывала женщина мудрая, кроткая, чуткая. Принцип разновозрастности помог ему организовать семейные отношения между воспитанниками. Беспокоясь о том, чтобы дети не оставались без рода, без родительской опеки при живых родителях, с чем А.С.Макаренко нередко встречался в своей педагогической практике, он создал "Книгу для родителей" настолько оригинальную, что не каждая аналогичная может сравниться с нею. Как мудрый педагог, Макаренко характеризует и то, что образцы народного воспитания довольно четко представлены именно в этой книге, так как, бесспорно, народная педагогика находит свое ярчайшее выражение в семейном воспитании. Народным воспитанием, как и народной медициной, народным искусством, могут заниматься неквалифицированные специалисты, непрофессионалы. В этом случае воспитатели – дедушки, бабушки, отцы, матери, братья и сестрички, но в роли воспитателя обязательно должен быть старший, так как он призван передавать усвоенный им жизненный опыт. Народный стиль присущий, прежде всего произведениям художественного цикла, в которых он сумел представить воспитание на истинно народной основе, в частности – влияние родителей на детей в "Книге для родителей".

Анализ "Книги для родителей", позволил определить целый ряд эпизодов, которые характеризуют Макаренко как приверженца истинно народного быта, взаимоотношений, обычаев и обрядов. Как захватывающе он описывает элементы народной кулинарии. Предлагаем один из фрагментов: "Грибы – это хорошо придумано. Если у человека денег нет, можно пойти и насобирать грибов. Хорошая приправа, и даром. Ягода – в том же духе. И еще лучше крапива – и только молодая".

Имели место в жизни колонистов и народные традиции, многие из которых превращались в традиции колонии, которые Макаренко очень ценил: "Здесь мы подходим к одной важной детали, которую я хотел бы в особенности отстаивать. Это традиция. Ничто так не скрепляет коллектив, как традиция. Воспитать традиции, сохранить их – чрезвычайно важная задача воспитательной работы". В педагогических взглядах А.С. Макаренко много места занимают заимствованные у народа сказки, легенды, поговорки, пословицы. Они используются и в оценках событий, и в характеристиках людей.

Страницы: 1 2 3 4 5


Прочие статьи:

Эмоциональный барьер при общении с младшими школьниками с ЗПР и работа по его снижению
«Эмоциональный барьер» возникает как в общении, так и в индивидуальном действии ребёнка. Под эмоциональным барьером мы понимаем ситуацию, когда человек не может реально совершать эффективные действия: он либо находится в состоянии переживания, либо совершает ряд действий, основание которых эмоция ...

Сквернословие – энергия зла
Речь - это показатель ума. Сенека Телевидение, пресса и модная литература узаконили сквернословие. Воровские песни, воровской жаргон, словечки «уроды» пропитали наш зык, наступила эра тотальной жаргонизации. Интересные мысли высказал профессор, доктор технических наук, настоятель храма Рождеств ...

Урок формирования грамматических навыков по ПассовуЕ.И
Грамматическим урок является только по материалу, по духу же он – речевой, как и «лексический», как и все другие. Это урок формирования речевых навыков, и принцип функциональности должен проявляться на этом уроке с особой четкостью. Почему? Ответ кроется в характере грамматических навыков. Что та ...

Меню сайта

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru