Четыре года обучения в начальной школе – это время для запуска многих потенциальных возможностей ребенка. Эти возможности сугубо индивидуальны и в любой детской натуре их множество. Современные образовательные технологии чаще всего ориентированы на среднее и старшее школьное звено, упуская проблемы начальной школы, а ведь именно на первой ступени образования возникают сложности, предопределяющие последующие трудности в воспитании и обучении учеников.
Основная цель, которую я ставлю в работе с каждым ребенком – это формировать гармоничную личность и помочь ребенку в раскрытии дремлющих способностей.
Работая в школе, на внеклассных мероприятиях и уроках присутствует мой добрый союзник – Его Величество Театр.
У меня нет театрального образования, но не зря говорят, что учитель и актер имеют родственные души. Все знания о театре я черпаю из книг об искусстве, из своих наблюдений во время сценических представлений и из практической деятельности. Я заметила что, детям 1-2 классов больше нравится играть с куклой за ширмой, чем выступать самим на большой открытой сцене перед публикой. Они охотно отдают свои слова и поступки тряпичному герою и, прикрываясь им, свободнее выражают себя. Ведь одна из задач школы выпускать учащихся свободно владеющих навыками устной и письменной речи, но далеко не каждый выпускник способен четко, внятно, логично строить свои высказывания. Всем известно, что хорошо развитая речь – показатель культуры человека, она выполняет функцию общения и сообщения, эмоционального самовыражения и воздействия на других людей. Хорошо развитая речь служит одним из важнейших средств активной деятельности человека в современном обществе, а для школьника – средством успешного обучения и общения в школе.
В 1 классе я столкнулась с проблемой, волнующей педагогов и психологов. В период психологической адаптации ребёнка к школе у 21% первоклассников возникали страхи, срывы, заторможенность, а у 48% наоборот, развязность и суетливость. У большинства детей отсутствовали навыки произвольного поведения, были недостаточно развиты память и внимание. У 8% - недоразвитие речи, 16 % с фонематическим недоразвитием, 44 % с нарушением звукопроизношения. Самый короткий путь, на мой взгляд, эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Игра – оказывает большое влияние на речь ребенка. Ребенок усваивает богатство родного язык, его выразительные средства, использует различные интонации, соответствующие характеру героев и их поступкам. Игры с ручными куклами не только отвлекают ребенка от речевых трудностей, но и оказывают благоприятное воздействие на развитие речи. Театрализованные игры во внеурочное время (в группе продленного дня), использование разнообразных театральных приемов на уроке рассчитаны на активное участие ребёнка, который становится соучастником педагогического процесса. Причем, в совместной деятельности идет поиск ответа на возникшие в процессе работы вопросы, что способствует накоплению теоретических знаний и практических умений. Я строю обучение таким образом, чтобы сумма вопросов в целом давала систематическое представление об изучаемом предмете. Новые знания на уроке преподношу в виде проблемных ситуаций, требующих от школьников и меня совместных активных поисков. Так ход урока характеризуется эмоциональной насыщенностью и стремлением достичь результата через коллективное творчество. Основным принципом моей развивающей деятельности является расширение взаимодействий учеников, работа в “зоне ближайшего развития” (Л.С. Выготский), а не тактика доступности. В основу реализации театральной деятельности во внеурочное время и использование элементов театральной педагогики на уроке положен индивидуальный подход, уважение к личности ребёнка, вера в его способности и возможности. Я считаю, что чем меньше запрограмированности в деятельности детей, тем больше удовольствия получают они от совместного творчества, тем ярче и красочнее становится их эмоциональный мир.
Каждый из нас знает - развитие речи в начальных классах – одно из главных направлений работы. От успешности решения его во многом зависит качество дальнейшего обучения младших школьников. Объектом внимания является как устная, так и письменная речь. Ведь на основе развития устной речи вырабатывается большинство умений в области письменной речи. А это один из законов обучения русскому языку. Работая 20 лет учителем начальных классов я давно обратила внимание, что учащиеся часто испытывают серьезные проблемы с овладением навыками письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Прочие статьи:
Использование дидактической игры в сенсорном развитии детей четвертого года
жизни в изодеятельности и конструировании
Сенсорное воспитание – это развитие восприятия ребенком и формирование представлений о внешних свойствах и качествах предметов: форме, цвете, величине, положении в пространстве, запахе, вкусе и так далее.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание ребенка. Поэтому норма ...
Требования к игрушке
Какой должна быть игрушка, чтобы помочь ребенку в развитии, активно проявлять себя в игре, жить радостной жизни?
Основное требование к игрушкам определила Н.К. Крупская в статье «Об игрушках для дошколят»: игрушка должна способствовать развитию ребенка на каждой возрастной ступени дошкольного дет ...
Диагностика сформированности семантического
компонента у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
На контрольном этапе эксперимента эффективность коррекционного воздействия устанавливалась в ходе исследования глагольных, именных, адъективных, наречных предикатов; сопоставительного изучения предикативных связей и предикативной структуры в высказываниях различной длины.
Для сопоставления резуль ...