Общее понятие о личности

Страница 3

Единство обучения и развития. Учитель должен понимать, что воспитание неразрывно связано с обучением. К сожалению, в школе воспитание нередко понимают как систему специаль­ных мероприятий (уроки мужества, встречи с авторами книг и т.д.). Не отрицая некоторого влияния таких мероприятий на нравственное развитие детей, в то же время надо помнить, что воспитание идет ежедневно в ведущей деятельности учащихся. Ребенок фактически впервые начинает заниматься общест­венно значимой и общественно оцениваемой деятельностью, воспитывающий эффект которой зависит не только от ее со­держания, но и от характера ее организации, проведения и оценки ее результатов.

Прежде всего, следует отметить, что обычно в школе учеб­ная деятельность оценивается только по образовательному эф­фекту: по приобретенным знаниям и познавательным умени­ям, предусмотренным школьными программами. Воспита­тельный результат остается неучтенным. По той же логике учитель обычно ставит в пример хорошо успевающих учени­ков, хотя у некоторых из них может быть выраженная эгои­стическая направленность личности. В то же время ученики, имеющие социальную направленность личности, но не отлич­ники, остаются в тени, о них обычно мало знают. Воспита­тельный эффект такого поведения учителя отрицательный. Во-первых, у «примерного» ученика с эгоистической направ­ленностью учитель своим отношением закрепляет эту направ­ленность. Во-вторых, он дает неверный образец другим уче­никам. В-третьих, это нередко приводит к конфликтным от­ношениям «примерного» ученика с классом.

Из сказанного следует, что при организации любой деятель­ности учитель должен учитывать ее мотивацию, предвидеть влияние этой деятельности на направленность личности ученика.

В частности, учитель должен учитывать противоречие, ко­торое содержится в самой деятельности учения: «Будучи об­щественной по смыслу, по содержанию, по форме осуществле­ния, она вместе с тем индивидуальна по результату» (усвоенные знания и умения являются приобретениями отдельного ученика). В этом есть опасность эгоистической направленно­сти учения, при которой оно теряет свой общественный смысл. Для избежания этой опасности учитель должен найти пути применения знаний и умений, полученных учащимися в учеб­ной деятельности, в общественно полезном труде, в жизнедея­тельности классного и школьного коллективов.

Если учебная деятельность и жизнедеятельность ребенка в целом построены с учетом мотивационной сферы, а значит, и с учетом формирования направленности личности, то учебная деятельность постепенно приведет к положительному нравст­венному воспитанию - к становлению личности или повыше­нию устойчивости ее положительной направленности. Пра­вильно организованное воспитание неотделимо от естествен­ного течения жизнедеятельности человека. Вот почему гово­рят, что хорошее воспитание там, где его не видно.

Помощь в реализации ответственного поведения. Как было сказано, личность характеризуется мерой ответственности пе­ред другими людьми, ответственностью за выполняемую дея­тельность. Отсюда следует, что учитель должен систематиче­ски формировать у детей ответственное отношение к выпол­няемой ими деятельности. Но ответственное выполнение дея­тельности предполагает не только положительную мотива­цию у ребенка - желание что-то сделать, но и умение реализо­вать имеющиеся намерения. Многие учителя просто требуют от ребенка прилежания, аккуратности, ответственности и т.п., но не задумываются над тем, а готов ли ребенок к этому, по­сильна ли ему такая задача. Важно подчеркнуть, что в данном случае мы имеем дело с задачей и поэтому должны думать о методах (способах) ее решения. Так, допустим, ученик полу­чает задание приготовить к посещению детского сада пода­рок, изготовленный собственными руками. Предлагая ребен­ку это задание, учитель должен, во-первых, проверить, пра­вильно ли ребенок понял это задание. Далее, ребенок должен осознать трудоемкость задания (сколько времени оно потре­бует от него), срок окончания. После этого ему надо соста­вить план работы: распределить ее по дням, определить время работы на каждый день. Если учитель не позаботится о спо­собе реализации ответственного поведения ребенка, то от этого задания может получиться прямо противоположный результат. Ребенок, не оценив вовремя трудоемкость задания, начнет выполнять его слишком поздно. Увидев, что справить­ся с ним в имеющееся у него время он не может, откажется от выполнения, т. е. проявит безответственность. Бывает и дру­гая картина. Родители, увидев, что ребенок попал в трудную ситуацию, предлагают свою помощь и фактически сами вы­полняют задание. А ребенок несет в школу продукт их труда как свой собственный. В этом случае уже отрицательный двойной эффект воспитания: и безответственность, и обман.

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Психолого-педагогические особенности развития детей
Начало обучения шестилетних детей, и подготовка к нему связаны с необходимостью учета важных психологических закономерностей их развития. К ним можно отнести назревшие противоречия между возросшими интеллектуальными возможностями ребенка и специфически "дошкольными" способами их удовлетв ...

Политика в системе общественной жизни
Политика: сущность, происхождение и основные черты. Политика как объект политологии. Подходы к определению политики. Политика как наука и искусство. Относительная самостоятельность политики. Многофакторная детерминация политики. Взаимосвязь политики с другими социальными явлениями: экономикой, гос ...

Научное исследование в педагогике
Методы научного исследования – это приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверную информацию, использующуюся для построения научных теорий и проверки их истинности. Такие исследования могут быть теоретическими и опытно–экспериментальными. В педагогике активно используются оба эти ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru