Новые методы профориентационной работы

Новая педагогика » Профессиональное самоопределение школьников » Новые методы профориентационной работы

Страница 2

Если к 11-му классу подросток уже выбрал специальность, этот выбор часто имеет отношение к различным формам предвузовской подготовки, о которой позаботились его родители, а не он сам. Выбор профиля и места продолжения образования часто делают родители. Такой выбор зачастую определяется только размером денежной суммы, которую родители готовы потратить на поступление ребенка в вуз. Психологи часто говорят о феномене «программирования» родителями своих детей на цели, которые они не достигли в своей жизни, но считают их приемлемыми для своего ребенка. Поэтому мнению родителей иногда необходим конструктивный оппонент. Эту роль может взять на себя школа. Каждому из будущих выпускников предстоит расставить для себя приоритеты в выборе той или иной специальности, должности, социально-профессиональной роли, жизненной миссии.

2. Профильное образование.

Модель системы профильного образования строится на принципе внутришкольной дифференциации и профилизации, при которой создаются классы, дающие через систему урочной деятельности академические знания базисного минимума в рамках базисного учебного плана, и группы, где реализуются задачи профильного обучения через специальные и элективные курсы по четырем направлениям: социально-экономическому, социально-экологическому, социально-гуманитарному и технологий международного туризма.

Профильное обучение закладывается на третьей ступени (десятые-одиннадцатые классы), когда в учебном плане появляются курсы по выбору, отражающие тип профилизации. На второй ступени (девятые классы) обучение носит предпрофильный характер. Для пропедевтики профильного обучения многие предметы изучаются по скорректированным программам, предусматривающим перенос части содержания учебного материала программ старшей школы в пятые-девятые классы на доступном для соответствующего возраста детей уровне.

3. Центры профориентации.

В настоящее время существуют единицы центров профориентации. В его задачи входит ознакомление школьников с изменяющимися потребностями рынка труда и с требованиями работодателей. Подростки могут приобрести здесь навыки адекватной самооценки своих профессиональных возможностей, познакомиться с многообразными профессиями и основными путями получения конкретных специальностей, получить консультацию по другим вопросам, связанным с выбором профессии. По всем этим направлениям в Центре ведется методически обеспеченная и комплексная профориентационная работа, имеющая массовый и - что очень важно - достаточно систематический характер.

Подобный центр, например, существует в городе Химки Московской области. Курс профориентации проходят практически все девятиклассники. Положительный опыт работы центра подтверждают результаты социологических исследований, предоставляющих данные о профессиональном самоопределении молодежи города. Количество подростков, которые по завершении профориентационного курса самостоятельно выбрали себе будущую специальность, выросло до 52 %. Тех, кто учитывал при этом свой интерес к профессии, стало 42 %, а тех, кто принимал во внимание свои способности, — 34 %. Примерно три четверти девятиклассников даже не задумываются над проблемой профессионального выбора, а 35 % не знают, куда пойти учиться дальше.

Управление процессом профессионального самоопределения.

Профориентационная работа понимается центром как управление процессом профессионального самоопределения школьников. А ее цель в том, чтобы учащийся наиболее полно раскрыл свой деловой потенциал, умел учитывать при этом конкретные социально-экономические условия, ориентировался на рынке труда, освоил навыки переговоров с возможными работодателями. Деловой потенциал рассматривается как совокупность личностных особенностей, профессионально важных для данного человека.

Профориентационный курс, или программа «Выбор профессии», реализуемая центром, включает в себя 5 занятий по 1,5 часа каждое. В его рамках осуществляется диагностика профессиональных склонностей и интересов, изучаются основные аспекты профессионального самоопределения. Фактически курс профориентации начинается для школьников еще в 7-8-х классах. Профориентационные игры и подготовительные занятия, предлагаемые Центром, значительно повышают эффективность основной работы - с девятиклассниками. На этом курс не заканчивается; с учащимися 10-х и 11-х классов ведется информационная работа. Они знакомятся с Трудовым кодексом РФ, учатся правильно составлять резюме, приобретают навыки самопрезентации. Кроме того, все желающие, закончившие курс обучения, могут получить дополнительную консультацию, принять участие в тренинговых или других профориентационных программах и акциях Центра.

Страницы: 1 2 3


Прочие статьи:

Методика обучения устной речи швейцарского врача И.К. Аммана
Следующие сведения об обучении глухих словесной речи относятся к концу XVII столетия благодаря швейцарскому врачу Иоганну Конраду Амману. В своей врачебной деятельности он пришел к выводу о том, что медицинскими средствами бороться с глухотой нельзя, и попытался найти выход с помощью филологии. На ...

Креативность как категория мышления детей младшего школьного возраста в психолого-педагогической литературе
Способность - одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развернутые определения. В частности, С.Л. Рубинштейн понимал под способностями "…сложное синтетическое образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек ...

Особенности реализации принципа сознательности и активности на уроках физической культуры в школе
Проблема формирования и развития физической активности не может быть сведена только к проблеме овладения знаниями, умениями и навыками. Смыслу нельзя обучить, его можно только раскрыть в процессе обучения, воплотить его в сознаваемую развитую идею, обогатить учащегося соответствующим индивидуальны ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru