Процедура определения психологической готовности к школе

Новая педагогика » Психологическая диагностика готовности детей к обучению в школе » Процедура определения психологической готовности к школе

Страница 2

Диагностический комплекс.

1. Оценка интеллектуального компонента школьной зрелости.

Ориентация в окружающей среде, запас знаний.

Данные выявляются в беседе с ребенком, в процессе которой определяется общая эрудиция ребенка, уровень его знаний и представлений об окружающем мире. Беседа строится в спокойном, доверительном тоне. Для успешного проведения обследования и получения достоверных результатов важно в ходе беседы установить контакт с ребенком, завоевать его доверие. В случае если ребенок затрудняется, необходимо подбодрить его, не следует также выражать недовольство или ругать ребенка за неправильный ответ.

Примерный перечень вопросов для беседы:

1. Как тебя зовут?

2. Сколько тебе лет?

3. Как зовут твоих родителей?

4. Как называется город (село, деревня и т.п.), в котором ты живешь?

5. Каких ты знаешь домашних животных? А диких?

6. В какое время года на деревьях появляются листья?

7. Что остается на земле после дождя?

8. Чем отличается день от ночи?

Для исследования ориентации в пространстве также может быть использована методика "Графический диктант", предложенная Д.Б. Элькониным. С ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.

Произношение. Данные выявляются в процессе наблюдения за речью ребенка в ходе обследования.

Речевые коммуникации. Ребенок выполняет ряд заданий.

Способность понимать и воспроизводить содержание.

Навыки чтения. Современная школа не требует от ребенка, посыпающего в 1-й класс обязательного умения читать. Необходимость введения данного пункта в протокол обследования на предмет определения уровня школьной зрелости обусловлена тем, что иногда для определения программы обучения педагогу бывает необходимо знать уровень знаний ребенка, в т. ч. овладение им навыками чтения. В случае если ребенок умеет читать, следует попросить его прочитать небольшой рассказ.

Развитие мелкой моторики руки. Уровень развития мелкой моторики руки можно определить по характеру выполнения ребенком несложных игр и упражнений.

Уровень графического изображения. Для оценки данного пункта рекомендуем использовать методику "Нарисуй человека" (рисуночный тест Гулинаф-Харриса) (см. Приложение А).

Особенности внимания. Для оценки устойчивости внимания используются буквенные и цифровые корректурные пробы. Для исследования переключения и распределения внимания используется методика "Шифровка".

Особенности памяти. При определении уровня школьной зрелости ребенка выявляются особенности его непосредственной и опосредованной памяти Особенностью всех методов исследования памяти является то, что помимо простого они предусматривают также отсроченное воспроизведение, поэтому лучше проводить их в начале диагностического занятия, чтобы в конце его можно было бы оценить отсроченное воспроизведение. Для исследования непосредственной памяти предлагается использовать методику "10 слов". Для исследования произвольной опосредованной памяти используется методика "Опосредованное запоминание при помощи пиктограмм".

Страницы: 1 2 3 4


Прочие статьи:

Роль и функции воспитателя в группах продленного дня
Специальность воспитателя режима продленного дня еще только складывается, нет достаточно полной ее профессиограммы. А в начальной школе нередко работу в качестве воспитателя группы продленного дня предлагают учителям средних и старших классов, проявивших себя слабыми предметниками, учителям пенсио ...

Организация учебного сотрудничества во внеурочной работе
Основной задачей иноязычного школьного образования является создание благоприятных условий для устойчивого непрерывного развития языковой личности. Основной целью профильного образования стало достижение продвинутого порогового (повышенного) уровня иноязычной компетентности. Начался новый этап раз ...

Подготовка первого этапа педагогического эксперимента по выявлению эффективности формирования представления учащихся о цвете
Тема исследования: «Формирование у учащихся профессиональных училищ представлений о цвете как выразительном средстве» Объект исследования: процесс обучения учащихся профессиональных училищ. Предмет исследования: формирование знаний и умений у учащихся профессиональных училищ на занятиях цветовед ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru