Диагностический комплекс.
1. Оценка интеллектуального компонента школьной зрелости.
Ориентация в окружающей среде, запас знаний.
Данные выявляются в беседе с ребенком, в процессе которой определяется общая эрудиция ребенка, уровень его знаний и представлений об окружающем мире. Беседа строится в спокойном, доверительном тоне. Для успешного проведения обследования и получения достоверных результатов важно в ходе беседы установить контакт с ребенком, завоевать его доверие. В случае если ребенок затрудняется, необходимо подбодрить его, не следует также выражать недовольство или ругать ребенка за неправильный ответ.
Примерный перечень вопросов для беседы:
1. Как тебя зовут?
2. Сколько тебе лет?
3. Как зовут твоих родителей?
4. Как называется город (село, деревня и т.п.), в котором ты живешь?
5. Каких ты знаешь домашних животных? А диких?
6. В какое время года на деревьях появляются листья?
7. Что остается на земле после дождя?
8. Чем отличается день от ночи?
Для исследования ориентации в пространстве также может быть использована методика "Графический диктант", предложенная Д.Б. Элькониным. С ее помощью также определяется умение внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.
Произношение. Данные выявляются в процессе наблюдения за речью ребенка в ходе обследования.
Речевые коммуникации. Ребенок выполняет ряд заданий.
Способность понимать и воспроизводить содержание.
Навыки чтения. Современная школа не требует от ребенка, посыпающего в 1-й класс обязательного умения читать. Необходимость введения данного пункта в протокол обследования на предмет определения уровня школьной зрелости обусловлена тем, что иногда для определения программы обучения педагогу бывает необходимо знать уровень знаний ребенка, в т. ч. овладение им навыками чтения. В случае если ребенок умеет читать, следует попросить его прочитать небольшой рассказ.
Развитие мелкой моторики руки. Уровень развития мелкой моторики руки можно определить по характеру выполнения ребенком несложных игр и упражнений.
Уровень графического изображения. Для оценки данного пункта рекомендуем использовать методику "Нарисуй человека" (рисуночный тест Гулинаф-Харриса) (см. Приложение А).
Особенности внимания. Для оценки устойчивости внимания используются буквенные и цифровые корректурные пробы. Для исследования переключения и распределения внимания используется методика "Шифровка".
Особенности памяти. При определении уровня школьной зрелости ребенка выявляются особенности его непосредственной и опосредованной памяти Особенностью всех методов исследования памяти является то, что помимо простого они предусматривают также отсроченное воспроизведение, поэтому лучше проводить их в начале диагностического занятия, чтобы в конце его можно было бы оценить отсроченное воспроизведение. Для исследования непосредственной памяти предлагается использовать методику "10 слов". Для исследования произвольной опосредованной памяти используется методика "Опосредованное запоминание при помощи пиктограмм".
Прочие статьи:
Классификация игрушек
I. Виды игрушек подразделяются по принципу соотносимости с разными видами игр: сюжетными, дидактическими, спортивными, играми-развлечениями.
1. Сюжетно-образные игрушки, прообразом которых являются одушевленные и неодушевленные объекты окружающего мира, используются преимущественно в сюжетных игр ...
Организация содержательного общения воспитателя с
детьми в разных видах деятельности
В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт обогащения словарного запаса, интенсивной работы по усовершенствованию артикуляционного аппарата, а также расширения зоны общения со взрослыми.
Основной формой педагогического пр ...
Дисграфия: понятие, этиология, симптоматика
Дисграфией называют стойкую неспособность овладеть навыками письма по правилам графики (т.е. руководствуясь фонетическим принципом письма), несмотря на достаточный уровень интеллектуального развития и отсутствие грубых нарушений зрения или слуха. Дисграфия - это специфическое, избирательное расстр ...