Все это заставляет специалистов в области патологии речи искать новые подходы к решению проблемы формирования словаря у детей с общим недоразвитием речи, привлекая в логопедию важнейшие достижения смежных с ней научных дисциплин: психолингвистики, онтолингвистики, когнитивной психологии, нейропсихологии, системологии и др.
Психолингвистические исследования лексикона человека показывают, что в языковом сознании человека все языковые единицы строго упорядочены и системно организованы как синтагматически, так и парадигматически (т.е. линейно и иерархически). Объединяясь в единую обширную систему взаимосвязанных структур ("вербальную сеть", "семантическое поле"), они образуют динамическую функциональную систему с устойчивыми связями. Слова одной темы, расположенные по степени возрастания смысла, характеру родовидовых отношений объединяются в логические ряды. В этой сложной и многообразной системе как прямым, так и опосредованным образом связаны все ее части. Наиболее тесное взаимодействие наблюдается среди функциональных структур, соответствующих словам, близким по звучанию и значению (почка-точка-кочка, экскаватор-эскалатор; врач-доктор, конура-будка; шуба-пальто-плащ, стакан-чашка-кружка, лось-олень-газель-лань)
Рис.1. Модель организации семантических полей.
Механизм выбора слов, необходимых для выражения своего смыслового намерения осуществляется при помощи поиска семантических и звуковых признаков слова с обязательным учетом их вероятностной характеристики. При этом в языковом сознании активизируется т. н. "система фильтров" необходимая для выбора из "вербальной сети" ("семантического поля") только тех слов, которые соответствуют поставленной вербальной задаче. Отбрасывание (торможение) при выборе слов, не соответствующих ситуации, является необходимым условием для успешного превращения исходной мысли в развернутое высказывание.
Психолингвистические исследования лексикона человека очень тесно переплетаются с данными когнитивной психологии, изучающей и разрабатывающей модели организации, приема, переработки, хранения и извлечения информации, в том числе семантической.
Так, модель долговременной (семантической, препозитивной) памяти, широко распространенная в когнитивной психологии, очень близка психолингвистической модели организации семантических полей.
Рис.2. Модель семантической памяти.
Экспериментально доказано, что информация в постоянном (долговременном) хранилище строго упорядочена и распределена по категориям. Поиск нужной информации осуществляется по линиям связи между понятиями, которые находятся как в линейных, так и в иерархических отношениях. Чем выше по иерархии хранится информация, тем больше она обобщена. В этой связи очень важным является вопрос, каким образом информация оседает в долговременной памяти.
Большинство когнитивных психологов придерживаются мнения, что первоначально информация поступает в т. н. сенсорное хранилище, где помимо всех органов чувств, зрение и слух имеют наибольшее значение.
Рис.3 Модель множественных хранилищ.
Информация сюда поступает непроизвольно и воспринимается на подсознательном уровне. Для того чтобы информация смогла продвинуться дальше в кратковременное хранилище, (или его называют промежуточным хранилищем) необходимо фокусированное внимание (т.е. сосредоточение внимания на каком-либо объекте). Таким образом, далеко не вся информация попадает в зону оперативной (кратковременной) памяти. Промежуточное хранилище обладает свойствами хрупкости и ограниченной емкости по сравнению с долговременным, постоянным хранилищем. В 1956г. Дж. Миллер доказал, что емкость этого хранилища равна 7 ± 2 единицам. Именно в промежуточном хранилище начинается организация (упорядочивание) информации. Именно на этом этапе принимается решение о дальнейшей обработке информации и отбрасывании ненужной. В промежуточном хранилище информация удерживается при помощи повторения и кодирования, т.е. в нем происходит первичная сознательная обработка информации с целью увеличения ее объема. Чем глубже обработка информации, тем лучше ее запоминание. Под обработкой вербальной информации подразумевается ее кодирование, т.е. преобразование элементов из одной формы в другую (из зрительной в акустическую, из акустической в семантическую и т.п.). Таким образом, в промежуточном хранилище информация группируется по взаимосвязанным единицам.
В постоянное хранилище (долговременную память) - место более стабильного хранения информации - поступает только та ее часть, которая смогла быть закодирована, т.е. приведена в некоторую систему, элементы которой связаны определенными отношениями (категоризованы). Причем на процесс категоризации огромное влияние оказывают фоновые знания (представления о мире) человека. Действительно, мы навряд ли сможем надолго запомнить какую-либо информацию, если с ней абсолютно не связаны события нашей прошлой жизни. Другими словами, мы не можем надолго сохранить ее, так как не можем ее закодировать (категоризовать, установить смысловую связь). То, как сохранена (закодирована) информация очень сильно влияет на процесс ее извлечения. Легче всего извлекается информация, закодированная в семантической форме. Именно такая систематизация материала оказывается наиболее эффективной при воспоминании, т.к отличается когнитивной экономией.
Прочие статьи:
Требования к тестам
К тестам наука предъявляет высокие требования, рассматривая его как измерительный прибор. С этой точки зрения, разработка тестов - дело специалистов. Необходимо, чтобы тест отвечал следующим требованиям: надежность, валидность и объективность.
Надежность теста означает, что он показывает те же ре ...
Особенности реализации принципа сознательности и активности на уроках физической
культуры в школе
Проблема формирования и развития физической активности не может быть сведена только к проблеме овладения знаниями, умениями и навыками. Смыслу нельзя обучить, его можно только раскрыть в процессе обучения, воплотить его в сознаваемую развитую идею, обогатить учащегося соответствующим индивидуальны ...
Последующее развитие устного метода и превращение его в планомерную систему
В опубликованных работах Гейнике содержится весьма мало сведений о методических и дидактических приемах работы по формированию словесной речи. В них имеются лишь отрывочные ссылки на практическую работу и нет завершенной картины описания его метода. От детально разработанного учебного процесса сох ...