Формирование временного коллектива оздоровительного лагеря

Новая педагогика » Формирование временного коллектива оздоровительного лагеря

Выявление педагогических условий формирования воспитательной среды детских оздоровительных образовательных учреждений в современных условиях обусловлено рядом обстоятельств.

Во-первых, изменение характера социально-экологических отношений в обществе, произошедшее в последнее десятилетие, привело к изменению социальных приоритетов в образовательной политике общества и граждан, что вызывает настоятельную потребность поиска новых путей развития систем образования, воспитания, досуга и отдыха детей. В этом ряду достаточно рельефно просматривается необходимость определения принципиально новых подходов к системе организации свободного времени детей в период школьных каникул. В постреформистский период в России ежегодно в здравницах различных видов отдыхают свыше 7,5 миллионов детей, поэтому проблема полноценной реализации различных форм стационарного отдыха детей и подростков остается значимой для государства и общества.

Во-вторых, кризис прежней организации детского досуга и отдыха, охвативший в последнее время практически всю систему летнего отдыха детей, распространяется на всю инфраструктуру ресурсного обеспечения деятельности лагерей, содержание и формы оздоровительно-образовательной работы. Наметилась устойчивая тенденция к росту потребности в качественном изменении условий физического, интеллектуального, эмоционального, духовного, нравственного развития личности каждого ребенка.

В-третьих, анализ запросов детей, подростков и их родителей о формах отдыха и деятельности в каникулярный период свидетельствует о резком падении престижа лагерей прежней (пионерской) направленности.

В-четвертых, в условиях наметившегося перехода в воспитании детей от парадигмы педагогического воздействия к парадигме создания условий для саморазвития ребенка особо важное значение в организации педагогического процесса приобретает специально формируемая педагогическая среда как комплекс условий, необходимых для самореализации ребенка.

В-пятых, имеющиеся в современной теории и практике воспитания противоречия: между государственной и общественной потребностью в радикальном изменении воспитательной практики, наличием реальных предпосылок для ее преобразования и неготовностью большинства педагогических коллективов к использованию системных представлений о совершенствовании и обновлении процесса воспитания детей; между вероятностной сложноорганизованной природой воспитательных систем и жестко детерминированным, утилитарно-механистическим характером действий практиков и др, необычайно обострены в условиях детского лагеря.

Детский лагерь нового типа - это учреждение, работающее по вариативным программам, ставящим во главу угла личность ребенка.

Творчески работающие педагоги задумываются не только над тем, созданы ли условия для полноценного отдыха каждого ребенка в лагере, но и о том, насколько эти условия способствуют самореализации молодого человека, позволяют удовлетворить его внутренние потребности и устремления.

Степень разработанности проблемы исследования. У истоков становления и развития деятельности детских лагерей в России стояли такие известные педагоги и общественные деятели как, Н.К. Крупская, А.В. Луначарский, А.С. Макаренко, СТ. Шацкий. В их педагогическом наследии содержатся принципиальные положения, касающиеся общих вопросов организации летнего отдыха детей.

Теоретические и методические основы деятельности внешкольных учреждений представлены в работах Л.И. Новиковой, А.В. Мудрика, К.А. Абульхановой-Славской, Т.Е. Конниковой, В.В. Лебединского и др.

Наиболее полно жизнедеятельность детского оздоровительного лагеря раскрыта в исследованиях В.Н. Антонова, Ю.В. Буранова, К.Н. Волкова, Л.С. Ждановой, Е.М. Рыбинского, К.Н. Травинина.

Истоки современных основ педагогики детских каникул можно найти в методиках коллективной творческой деятельности (И.П. Иванов, О.С. Газман, Д. Поляков), творческого сотрудничества (Ш. Амонашвили, В. Матвеев, Соловейчик), глубинного общения (Г. Батищев), демократического разновозрастного взаимодействия детей (Л.В. ). Реализация идей этих авторов в детско-взрослых сообществах не просто выявляет дополнительный педагогический потенциал, но и ориентирует на поиск нового содержания педагогического процесса детского лагеря, новых принципов в организации жизнедеятельности всего лагерного сообщества, новых подходов к обеспечению условий, необходимых для самоопределения и саморазвития личности.

Учитывая охарактеризованные выше противоречия, мной осуществлен выбор темы исследования: «Педагогические условия формирования временного коллектива детского оздоровительного лагеря», проблема которого сформулирована следующим образом: каковы условия формирования временного коллектива детского оздоровительного лагеря, создающие предпосылки для полноценного отдыха и самореализации детей в каникулярное время? Решение этой проблемы составляет цель исследования Объект исследования: воспитательная среда загородного детского лагеря.

Предмет исследования: условия эффективности формирования воспитательной среды детского оздоровительного лагеря.

Гипотеза: формирование временного коллектива детского оздоровительного лагеря станет условием обеспечения полноценного отдыха и самореализации детей, если: — выявлена специфика формирования в условиях загородных детских оздоровительно-образовательных учреждений; — определен компонентный состав и структура временного коллектива детского лагеря; — раскрыт ресурсный потенциал каждого компонента временного коллектива детского лагеря; — охарактеризован процесс формирования временного коллектива детского лагеря; — выявлены и экспериментально проверены педагогические условия формирования временного коллектива детского оздоровительного лагеря.

Предмет исследования и выдвинутая гипотеза позволили определить следующие задачи исследования:

1. Охарактеризовать место формирования временного коллектива в системе жизнедеятельности современного детского оздоровительного лагеря и выявить его специфику.

2. Определить ресурсный потенциал и структуру формирования временного коллектива детского лагеря;

3. Организовать процесс формирования временного коллектива детского лагеря.

4. Выявить и экспериментально проверить условия эффективности формирования временного коллектива детского оздоровительного лагеря; Общую методологию исследования составляют основополагающие идеи педагогической антропологии, воспитания и социализации человека, а также основные положения учения о природе и сущности человеческой деятельности, ее целесообразном и творческом характере. Большое значение имеют идеи личностного, культурологического и деятельностного подходов, позволившие определить логику исследования временного коллектива детского лагеря.


Прочие статьи:

Развитие личности и его факторы
“Мы постоянно узнаем о себе что-то новое. Год за годом открывается нечто такое, чего мы раньше не знали. Нам всякий раз кажется, что вот теперь-то нашим открытиям наступил конец, но этого никогда не будет. Мы продолжаем обнаруживать в себе то одно, то другое, порой переживая потрясения. Это говори ...

Уровни самостоятельной продуктивной деятельности
Исследования педагогов и психологов позволяют выделить условно четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям: Копирующие действия учащихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известным о ...

Виды обучения
Существует множество подходов к классификации видов обучения. В реферате будут рассмотрены три из них: традиционное, дистанционное и развивающее обучение. Традиционное обучение Этот вид обучения является самым (на сегодняшний день) распространенным (особенно - в средней школе) и представляет соб ...

Меню сайта

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rankpedagogy.ru