Творчество - это деятельность, направленная на создание общественно значимого продукта, который оказывает влияние на преобразование окружающей среды.
Творчество взрослых – это новый продукт, имеющий социальное значение и обеспечивающий движение общества. А вот ребёнок новый для общества продукт не создает. Значение творчества детей ограничивается созданием нового для себя, и именно этим определяется значение творчества в процессе формирования личности. И именно общество заинтересованно в творческом развитии каждого ребёнка.
И.Я. Лернер утверждает, что творчеству можно научить, но данное учение не похоже на то, как учат знаниям и умениям. При этом творчество невозможно без усвоения определённых знаний, навыков и умений.
Под художественным творчеством детей дошкольного возраста необходимо понимать создание объективно значимого (для ребёнка прежде всего) нового продукта (рисунка, лепки, рассказа, танца, песенки, игры), придумывание к известному ранее, но по-новому характеризующих создаваемый образ (в рисунке, в рассказе и т.п.), придумывание своего начала, конца, новых действий, характеристик героев и т.п., применение усвоенных ранее способов изображения или средств выразительности в новой ситуации (для изображения предметов знакомой формы – на основе изображения формообразующего движения, образов героев сказок – на основе овладения мимикой, жестами, вариациями голоса и т.д.), проявление ребёнком инициативы во всём, придумывание разных вариантов изображения, ситуаций, движений.
Под детским творчеством понимается и сам процесс создания образов сказки, рассказа, игры-драматизации и т.п., способы, пути решения изобразительной, игровой, музыкальной задачи.
Очевидно, что для развития творчества детям необходимо иметь определённые знания, овладевать навыками и умениями, осваивать способы деятельности.
Для детей младшего возраста творческое начало проявляется в создании изображения с изменением величины предметов, изображаемых им. К примеру, когда дети лепят яблоки, и затем ребёнок после выполнения задания изображает яблоко поменьше или побольше, то для него это будет творческим решением.
Проявлением творчества детей младшего возраста можно считать и дополнения изображения какими-то деталями: к вылепленному яблоку прикрепляет палочку, к шарику – верёвочку и т.п. Творческий подход к также может выразится в изменении цвета: нарисовав красное яблоко, ребёнок рисует жёлтое или зеленое.
По мере овладения изобразительной деятельностью к старшему возрасту усложняется и творческое решение детьми изобразительной задачи. Они передают в рисунках, лепке, аппликациях фантастические образы, изображают сказочных героев, волшебную природу, сказочные дворцы, космическое пространство с летающими кораблями, вышедшими в открытый космос людьми и другое.
Важным стимулом для развития детского творчества является положительное отношение взрослых к инициативе и творчеству детей, умению отмечать и поощрять творческие находки детей, устраивать выставки продуктов детского творчества.
В творческой деятельности ребёнка следует выделять три основных этапа.
1. Возникновение, развитие, осознание и оформление замысла. Причём чем младше ребёнок, тем более ситуативный и неустойчивый характер имеет его замысел.
2. Создание детьми образа. Изображение, рассказ по теме, заданной воспитателем, не только не лишает ребёнка возможности проявить творчество, но помогает направить его воображение.
3. Анализ результатов. Этот принцип тесно связан с двумя предыдущими и является их логическим изображением и завершением. Просмотр и анализ детских работ в конце занятия нужно организовывать по-разному, не допуская шаблона и стереотипа, иначе это будет скучный, а потому и не поучительный для детей этап создания изображения.
Осуществляя работу по развитию детского творчества, необходимо шире включать детей во все процессы подготовки к нему. При этом, чем старше дети, тем больше их надо активизировать: выслушивать их мнение, советоваться с ними. Ставить детей в позицию не послушных исполнителей, а активных участников подготовки творческой деятельности и её осуществления.
Творческий характер детской деятельности требует создания непринуждённой обстановки. Дети могут заниматься стоя, сидя, у мольберта, возможность подойти и рассмотреть игрушку, иллюстрацию, или взглянуть в окно, чтобы увидеть цветы на участке детского сада, стоящие по близости или вдалеке дома, идущих людей и т.п. Во время занятий беседа должна быть живой, непосредственной, вполне допустимы естественные, свободные ответы с места, хоровые высказывания.
Эффективным условием развития детского творчества является включение игры, игровых ситуаций и игровых приёмов. Причём, чем больше педагог опирается на игровые образы и ситуации, тем более значимыми для детей становятся занятия рисованием, лепкой, аппликацией.
Замечания детям и отрицательные оценки в процессе обсуждения предстоящего изображения либо в момент его создания не стоит допускать - это отвлекает, снижает эмоционально-радостное настроение, нарушает атмосферу сказочной таинственности. Удерживать внимание детей можно при помощи использования игровых приёмов, сказочных эпизодов, стихов, песен, предложением придумать что-то необычное, новое, своё, загадочное.
Общественная направленность занятий способствует повышению интереса к деятельности и созданию радостной, творческой обстановки. Детям нравится делать то, что приносит радость другим людям: подготовить сюрприз, подарок, приглашение на детский праздник, поздравительную открытку ко дню рождения, изготовить игры и игрушки для малышей, украшения к празднику для групповой комнаты, зала, атрибутов для игр и т.п.
Когда дети заинтересованы и имеют возможность свободного выбора темы изображения, материалов цветового и композиционного решения темы, то это имеет положительный настрой и способствует уважительному, бережному отношению воспитателя к детскому творчеству и его продуктам, использованию в жизни детского сада. Целесообразно устраивать выставки детских работ в детском саду, в учреждении, где работают родители, в домах, где живут дети.
Заботясь о развитии художественного творчества детей, следует помнить - любая художественная деятельность не терпит формализма и шаблона и требует творческого подхода к ней самого педагога. Знание специфики той или иной художественной деятельности, её образного эстетического характера позволяет определить творческое отношение воспитателей к руководству детским творчеством. Это не только допускает разнообразие и варианты заданий, образных решений, форм организации, но с необходимостью требует такого разнообразия и не терпит сухости, скуки, однообразия, которые часто, к сожалению, ещё сопровождают занятия с детьми.
Негативные явления в руководстве художественной деятельностью возникают, как правило, либо от незнания специфики творчества, либо от её игнорирования.
Прочие статьи:
Учение как познавательная деятельность
Учение как вид познавательной деятельности направлен на усвоение и присвоение общественно-исторического опыта человечества. Основным средством учения является учебная деятельность. По мнению философа Э. Г. Юдина, учебная деятельность включает в себя: цель, средство, результат и сам процесс деятель ...
Помощь детям в преодолении искушений
Общество и родители должны помочь детям и подросткам обрести истинные ценности жизни: социальные, семейные, религиозные. Необходимо открыто говорить о ценностях. Важно, чтобы дети поняли, почему такие ценности, как честность, ответственность, самостоятельность, являются важными при принятии правил ...
Семантический компонент как часть общей теории
языка
Современная лексическая семантика уходит своими корнями в ряд лингвистических и смежных с ними дисциплин, из которых важнейшими являются следующие:
1. Лексикография, чьи практические потребности постоянно ставили теоретическую семантику перед необходимостью создать аппарат для исчерпывающего и не ...